Местные власти оказались бессильными перед «недостроем» — заброшенными строительными объектами в Ульяновске. Некоторым из них впору ставить памятники, ведь счет пошел «на века». Что происходит сейчас на вечных стройках, уродующих вид города, выясняли корреспонденты «МГ».
УТКИ НА УЦМ
Парадоксально! В Ульяновске возводятся новые дома, строятся заводы, к нам приходят крупные инвесторы, а власти ничего не могут поделать с недостроем.
Здание УЦМ на проспекте Нариманова начали монтировать еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Но объект так и не построили. Скелет высотного здания возвышался как форпост, а территория стройки, на которой образовался котлован, стала потенциально опасной.
Довести до ума объект, находящийся в федеральной собственности, пытались многие руководители области и города. На помощь призывали депутатов Госдумы, министров федерального правительства. Но все оказалось тщетно.
И вот, похоже, лед тронулся. Власти провели переговоры с компанией-владельцем объекта, принято решение о планировке территории всего микрорайона. Как заявили в горадминистрации, разработана концепция создания научно-индустриального технопарка и жилого комплекса на месте незавершенного строительства Центра микроэлектроники. А губернатор Сергей Морозов недавно сообщил, что совместно с госкорпорацией «Ростехнологии» там предусмотрено строительство инновационно-технологического и административно-делового центров с выставочным комплексом. В общем, Сколково по-ульяновски.
Мы побывали на месте недостроя. «Этажерки» уже нет. Более года назад ее демонтировали. А вот котлован с водой по-прежнему существует. И в нем прижились с десяток диких уток. Само место заброшено, и никакого намека на строительство технопарка вовсе нет.
ВСЁ ДЕЛО В ОПОЛЗНЕ?
Не происходит никаких «телодвижений» и в отношении другого недостроя на перекрестке улиц Минаева и Железной дивизии. Когда-то там хотели возвести гостиницу «Интурист». Но потом стройку заморозили.
Год назад власти заявили, что там будет многофункциональный комплекс с жилым домом, магазинами и террасой. С виду он будет напоминать незамкнутый эллипс, во дворе появятся детские и спортивные площадки, автостоянки. Эдакий суперкомплекс, который изменит вид города.
Сначала вроде бы инвесторы зашевелились. Рабочие вырубили кусты. Но тут городские власти заявили, что это оползневая зона, и необходимо сделать дренажную систему, ливневую канализацию и т.д. И стройку вновь сковали тишина и неопределенность. Сейчас на объекте буйно подрастают деревья, находят приют бомжи.
Кстати, из-за оползневой зоны все никак не решится вопрос и с территорией бывшего кинотеатра «Рассвет». Само здание демонтировано, а вот участок зарос кустарниками и загажен мусором.
Планируется, что после завершения противооползневых работ там построят культурно-развлекательный комплекс.
— После представления арендатором проектно-сметной документации на объект будет рассмотрен вопрос о выдаче разрешения на строительство, — сказала заместитель главы администрации города по вопросам строительства Алла Садретдинова. — Кроме того, застройщику дано предписание привести закрепленную территорию в порядок в соответствии с городскими Правилами благоустройства.
«ЗАМОРОЖЕННЫЕ» ГОРКИ
К заброшенным объектам можно отнести и пресловутые «Ленинские горки», некогда пользовавшиеся большой популярностью у ульяновцев. Объект находится в самом центре города и буквально мозолит глаза всем проезжающим через мост горожанам. Хотя это, в некотором роде, визитная карточка правого берега. Напомним, комплекс был открыт в феврале 2008 года, а в октябре 2010-го из-за оползня комиссия по ЧС запретила его эксплуатацию. В том же году была начата процедура банкротства (кредиторская задолженность — около 180 млн рублей). И вот уже три года идет противостояние между предпринимателями и местными властями. Разобраться, кто там прав, а кто нет, честно говоря, сложно.
Да и, по большому счету, ульяновцам совершенно не интересно, что там не поделили «Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Объект простаивает. Трасса заросла, столбы держатся на честном слове.
— Все это безобразие как-то не вяжется с громогласными заявлениями властей о развитии в регионе здорового образа жизни, — говорит ульяновец Сергей Бурков.
А пока идет «война», ульяновцам приходится лишь лицезреть меняющиеся вывески на главном здании. Сначала там красовалась «траурная» «Памятник инвестициям», потом просили «Дед Мороз, верни нам лыжи», а теперь согревает душу недвусмысленная фраза «Надежда Сочи-2014».
«ШРАМЫ» НОВОГО ГОРОДА
Много недостроя и в Новом городе. С конца 1980-х осталась недостроенной школа на проспекте врача Сурова. Сейчас территорию огородили металлическим профнастилом, а внутри сделали платную автостоянку.
Напротив красуется восьмиэтажный «небоскреб» — здание больницы площадью 16 тыс. кв. м. Строить его начали еще в 1991 году. Хотели создать медкомплекс со службой медико-социальной экспертизы, а также разместить там все службы и организации, оказывающие социальные и медицинские услуги инвалидам. Но все это так и осталось в планах.
Ушлые ульяновцы вывозят со стройки кирпичи, а лихие пацаны, поднявшись на верхние этажи, пишут на стенах недостроенного корпуса незамысловатые надписи.
Самым «таинственным» оказался объект на въезде в Новый город со стороны улицы Деева. Огромная огороженная территория, поросшая кустарником, с забитыми посередине сваями. Когда-то там планировалось построить аквапарк. Потом хотели воздвигнуть спортивный дворец. В итоге получили мертвую стройку, а напротив возвышается недостроенное высотное здание завода «Ротор».
…Подводя итоги, можно сказать, что руководители области и города так и не смогли решить проблему недостроя. Ведь, по большому счету, горожанам не интересно, под чьими знаменами проводилась стройка и какая там форма собственности. Ведь, отбросив амбиции, всегда можно договориться. Но, видимо, чиновникам не до этого. Открывая одни объекты, они совершенно не замечают (или не хотят замечать) «шрамы» Ульяновска, а вернее сказать, весь этот срам. Поэтому и стоят насмерть объекты недостроя.
Арсений КОРОЛЕВ