Виктория Чернышева
Прокуратура Ульяновской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении членов преступного сообщества, которые специализировались на незаконном завладении квартирами, выделенными государством сиротам. В общей сложности от их действий с ноября 2009-го по февраль 2012 года пострадали 15 жителей региона.

– Как было установлено, директор одной из ульяновских фирм Аслан Гамаев возглавлял организованную группировку под условным названием “Советские”. Ее члены совершали тяжкие и особо тяжкие деяния в отношении детей-сирот, получивших жилье по государственному сертификату. Также жертвами группировки становились злоупотребляющие спиртными напитками лица, – рассказал старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима.

Как полагает следствие, по указанию Гамаева бывший воспитанник детского дома Дмитрий Кузьмин собирал информацию о сиротах, которым на счета перечислили пособия. А также тех, кто имел право на жилищные сертификаты. Жертв вводили в заблуждение: им обещали улучшить условия проживания. Сиротам организовывали встречу с выступавшим в качестве риэлтора Андреем Семеновым, после чего Кузьмин “помогал” бывшим детдомовцам с переездом на так называемую “временную квартиру”.

“Риэлтор” находил человека, на которого оформлялся договор дарения – сиротам объясняли, что так нужно сделать для того, чтобы ускорить процесс. После чего жилье продавали. В результате выпускники детдома лишались и квартиры, и вырученных за нее денег.

Обманутых сирот, которые могли пойти в полицию, пугали расправой. В результате к правоохранителям обратился лишь один молодой человек. Вместе с другом он стал жертвой мошенников, которые в этом случае действовали по другой схеме. Они пообещали сиротам улучшить условия проживания, а в реальности ухудшили их – купили им более дешевое жилье, а разницу положили себе в карман. Молодые люди начали возмущаться, и члены группировки пошли дальше: заявили им, что за посредничество в приобретении жилья надо платить. Они заставили одного из друзей продать квартиру и отдать все деньги им. Второй выпускник детдома, поняв, что ему грозит то же самое, от безысходности обратился в полицию.

По аналогичной схеме мошенники незаконно завладевали квартирами ульяновцев, ведущих асоциальный образ жизни.

Аслану Гамаеву предъявлено обвинение по нескольким статьям УК РФ: “Руководство преступным сообществом”, “Мошенничество, совершенное с причинением значительного ущерба, в крупном и особо крупном размере, организованной группой, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение”, “Вымогательство, совершенное в крупном размере, организованной группой”, “Грабеж, совершенный организованной группой”, предусматривающим наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет. Остальные четверо членов группировки обвиняются в участии в преступном сообществе, мошенничестве и вымогательстве при отягчающих обстоятельствах.

Дело направлено в суд для рассмотрения по существу. По словам Зимы, шансы у сирот вернуть жилье есть – для этого им нужно подать иск в суд, чтобы признать, что они были лишены квартир в результате мошенничества. Есть шанс, что сделка будет признана ничтожной. Но если жилье было перепродано уже по закону, вернуть его будет намного сложнее.

Кстати
Проблемы с предоставлением сиротам жилья поднимал еще несколько лет назад уполномоченный по противодействию коррупции Ульяновской области Александр Павлов. По его данным, информация о вопиющих нарушениях жилищных прав детей-сирот муниципальными чиновниками мэрии Ульяновска поступила еще в 2009 году. Пожаловались дети-сироты, заподозрившие, что квартиры, а, точнее, комнаты, которые они получили в областном центре в обмен на свои жилищные сертификаты, не соответствовали той ценовой категории, которая была обозначена в жилищных сертификатах. Кто-то подсунул им бросовые жилищные площади по цене вполне благоустроенных однокомнатных квартир.

Выяснилось, что по установленному порядку, дети-сироты должны были самостоятельно найти на рынке жилья подходящий для них вариант и сообщить о нем в органы опеки для дальнейшего оформления. Выпускники детдомов становились легкой добычей дельцов-риэлторов – им продавали некондиционное жилье по завышенным ценам. Это возможным, так как отсутствовали критерии и нормативно закрепленный механизм отбора благоустроенного жилья для нужд детей-сирот на свободном рынке. Кроме того, не был налажен контроль за эффективным использованием денежных средств, выделение которых было предусмотрено сиротскими жилищными сертификатами.

В постановление областного правительства, определяющее порядок обеспечения сирот жильем, по настоянию уполномоченного, были внесены дополнения. Органы местного самоуправления обязали проводить оценку приобретаемого жилья на его соответствие рыночной стоимости, размеру субсидии, выделенной в соответствии с жилищным сертификатом, а также санитарным и техническим нормам. Однако и это проблему не решило: комиссия, которая должна была этим заниматься, ни разу не собиралась в достаточном для формирования кворума составе, и ее решения оказались нелегитимными.

Ситуацию должен исправить новый федеральный закон об обеспечении детей-сирот бесплатным жильем, вступивший в силу с 2013 года.