Процесс подачи абитуриентами документов на поступление в вузы в самом разгаре. Нынешние абитуриенты родились в тяжелые для страны годы – 1995-1997. Их очень мало, потому что рожать в то непростое время было весьма рискованно. Образовалась так называемая демографическая яма, последствия которой сейчас тяжело сказываются на вузах. Не удается укомплектовать группы, с каждым годом закрываются все новые и новые специальности. Особенно тяжело приходится так называемым “гуманитариям” – в условиях реформирования экономики государство стимулирует подготовку специалистов естественно-научного, технического профиля. С одной стороны, это правильно, но с другой, такая политика ведет к стремительной деградации фундаментальной гуманитарной науки. Развиваться она может только на базе вузов. Сегодня, в условиях сокращения количества студентов, специальностей, а следовательно и преподавательских ставок, наблюдается резкий отток из научной среды специалистов.
Прогнозы неутешительные: через 5-7 лет количество выпускников школ снова возрастет, но преподавателей для подготовки специалистов гуманитарного профиля в высшей школе не останется. Как это скажется на качестве гуманитарного образования и состоянии гуманитарной науки – объяснять не приходится.
Трудно переоценить важность для общества гуманитарного образования и науки. Подсчитано, что большинство взрослых людей, когда их просят вспомнить любимого школьного учителя, называют преподавателя истории, чуть меньше опрошенных вспоминают учителя литературы.
Это неудивительно – гуманитарное образование в первую очередь направлено на формирование духовности. Именно поэтому мы с теплотой вспоминаем того, кто посвящал нас в тайны прошлого, или знакомил с культурным наследием человечества. Интерес к истокам архетипичен, а познание прошлого является естественной потребностью человека. Сегодня мы рискуем потерять преемственность гуманитарного знания. Например, крупнейший вуз Ульяновской области – УлГУ – может уже в этом году лишиться кафедры истории Отечества. Причины банальны: бюджетных мест историкам не оставили, а платное образование детей довольно ощутимо бьет по кошелькам родителей: очное обучение стоит 40 тысяч в год, заочное – 24 тысячи. В мою бытность студентом-историком год обучения стоил вдове дешевле, а большая часть из нас училась бесплатно. Студенчество я вспоминаю с теплотой. Мы активно занимались краеведческой работой в архивах и библиотеках, на голом энтузиазме проводили первые в Ульяновске фестивали национальных культур, нашими силами получила развитие идея областного руководства о ежегодном праздновании 12 декабря (в день рождения Карамзина) Дня Отечественной истории. Изучение интереснейшего археологического наследия Ульяновского Поволжья ведется исключительно силами студентов под руководством А.Вискалина из УлГУ и Ю. Семыкина из педагогического университета.
Всего этого вскоре может не стать и это не укладывается в моей голове. Не укладывается в том числе и потому, что Ульяновская область позиционирует себя как регион богатых исторических традиций, которые планируется укреплять и развивать. Отличная перспектива создания в Ульяновске Музея СССР никак не соотносится с перспективой лишения крупнейшего университета региона исторического образования. Не станет историков – не будет и краеведения, региональной археологии. Не будет качественного исторического образования в школах. И это самое страшное, потому что тогда прервется связь поколений.
Не хочется быть пессимистом. Да и надежда на то, что кафедра не закроется, пока жива. Но для этого требуется государственная поддержка. Насколько я знаю, чтобы кафедру сохранили, нужно набрать всего-то 20-30 студентов. Однако сделать это с каждым годом все сложнее. Но если хотя бы треть студентов обучат бесплатно, будет значительно легче. Для бюджета это не так уж дорого – всего-то полмиллиона рублей в год. Согласитесь, это не так много для региона, одной из главных своих целей провозгласившего поиск региональной идентичности.
Виталий Ахмеров