Процесс подачи абитуриентами документов на поступление в вузы в самом разгаре. Нынешние абитуриенты родились в тяжелые для страны годы – 1995-1997. Их очень мало, потому что рожать в то непростое время было весьма рискованно. Образовалась так называемая демографическая яма, последствия которой сейчас тяжело сказываются на вузах. Не удается укомплектовать группы, с каждым годом закрываются все новые и новые специальности. Особенно тяжело приходится так называемым “гуманитариям” – в условиях реформирования экономики государство стимулирует подготовку специалистов естественно-научного, технического профиля. С одной стороны, это правильно, но с другой, такая политика ведет к стремительной деградации фундаментальной гуманитарной науки. Развиваться она может только на базе вузов. Сегодня, в условиях сокращения количества студентов, специальностей, а следовательно и преподавательских ставок, наблюдается резкий отток из научной среды специалистов.
Прогнозы неутешительные: через 5-7 лет количество выпускников школ снова возрастет, но преподавателей для подготовки специалистов гуманитарного профиля в высшей школе не останется. Как это скажется на качестве гуманитарного образования и состоянии гуманитарной науки – объяснять не приходится.
Трудно переоценить важность для общества гуманитарного образования и науки. Подсчитано, что большинство взрослых людей, когда их просят вспомнить любимого школьного учителя, называют преподавателя истории, чуть меньше опрошенных вспоминают учителя литературы.
Это неудивительно – гуманитарное образование в первую очередь направлено на формирование духовности. Именно поэтому мы с теплотой вспоминаем того, кто посвящал нас в тайны прошлого, или знакомил с культурным наследием человечества. Интерес к истокам архетипичен, а познание прошлого является естественной потребностью человека. Сегодня мы рискуем потерять преемственность гуманитарного знания. Например, крупнейший вуз Ульяновской области – УлГУ – может уже в этом году лишиться кафедры истории Отечества. Причины банальны: бюджетных мест историкам не оставили, а платное образование детей довольно ощутимо бьет по кошелькам родителей: очное обучение стоит 40 тысяч в год, заочное – 24 тысячи. В мою бытность студентом-историком год обучения стоил вдове дешевле, а большая часть из нас училась бесплатно. Студенчество я вспоминаю с теплотой. Мы активно занимались краеведческой работой в архивах и библиотеках, на голом энтузиазме проводили первые в Ульяновске фестивали национальных культур, нашими силами получила развитие идея областного руководства о ежегодном праздновании 12 декабря (в день рождения Карамзина) Дня Отечественной истории. Изучение интереснейшего археологического наследия Ульяновского Поволжья ведется исключительно силами студентов под руководством А.Вискалина из УлГУ и Ю. Семыкина из педагогического университета.
Всего этого вскоре может не стать и это не укладывается в моей голове. Не укладывается в том числе и потому, что Ульяновская область позиционирует себя как регион богатых исторических традиций, которые планируется укреплять и развивать. Отличная перспектива создания в Ульяновске Музея СССР никак не соотносится с перспективой лишения крупнейшего университета региона исторического образования. Не станет историков – не будет и краеведения, региональной археологии. Не будет качественного исторического образования в школах. И это самое страшное, потому что тогда прервется связь поколений.
Не хочется быть пессимистом. Да и надежда на то, что кафедра не закроется, пока жива. Но для этого требуется государственная поддержка. Насколько я знаю, чтобы кафедру сохранили, нужно набрать всего-то 20-30 студентов. Однако сделать это с каждым годом все сложнее. Но если хотя бы треть студентов обучат бесплатно, будет значительно легче. Для бюджета это не так уж дорого – всего-то полмиллиона рублей в год. Согласитесь, это не так много для региона, одной из главных своих целей провозгласившего поиск региональной идентичности.
Виталий Ахмеров
Националист
То, что Вы пишите, Виталий, правда, но далеко не вся правда, а одно из следствий куда большей проблемы. Боюсь, что в нашем обществе уже (и необратимо!) произошёл, так сказать, геологический сдвиг, теперь главные ценности – потребительство и гедонизм. И образование настолько ценно, насколько оно может способствовать этим ценностям. А ведь значимость образования куда больше, чем просто зарабатывание денег. «Ботаники» не нужны ни в каком виде, ни в виде историков, ни в виде физиков, ни в виде собственно ботаников… Это общемировая тенденция, но в России она приняла острый характер, ибо государство с названием РФ в образовании идёт (если вообще идёт куда-либо) по пути наименьшего сопротивления. Не будет в этом государстве школ и университетов – не будет и проблем с образованием!
анониим
Рожать можно было, но вот только не на что было содержать, не было денег. Это был спланированный геноцид русских евреями. Да, да, да! Не надо только ворчать. Посмотрите правде в глаза!
АГА
В УлГУ уже практически закрыта кафедра филологии, несколько лет нет набора на эту специальность, вот и до историков добрались… зато есть специальность…ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ… вот интересно, кого под этим соусом выпускают…физкультурников, воспитателей, а может такое слово подойдет как тамада, ведь такой организатор тоже народ сгоняет для какого-нибудь мероприятия…
Л.
Логично, отвести от истоков истинных ценностей, к потребительским- украл, выпил и т.д., но неужели это уже в государственном масштабе? Закрываются филологи ,историки, ( какие же фестивали собираются праздновать и проводить ежедневно в пересчете на календарные дни в году 365-ульяновцы? Зато в ПТУ каждом есть юридическое отделение. Идем по пути Киргизии. Там при СССР было одиннадцать вузов из них пять педагогических. В настоящую “эпоху ценностей,” из 52 -х(!!)( что это за вузы современные по видимому нет нужды комментировать) вузов этой страны нет -ни одного педагогического ! Сейчас пытаются это дело как то исправить. Нельзя все измерять рублем. Так можно дойти бог знает до какой дикости.
ага
если с экологических специальностей УлГУ выходят сплошные местные политики, то с физкультурных должны выходить сплошные полиционеры и администраторы. историки, как и филологи и прочие скрипачи, нам не нужны. с них никакого навару.
Кин-дза-дза
Скрипач не нужен, дядя Вова!
12121
Ну что вы удивляетесь, Костишко многократно заявлял, что в приоритете развития УлГУ – физики и математики, и что оправдывать существование такого количества гуманитариев в ВУЗе (хотя количество достаточно невелико) он не собирается.
–
Поставили узколобого технаря руководителем-получите, распишитесь. Костишко только на праздиках расшаркивается перед гуманитариями, а на “встречах с коллективами” прямым текстом говорить, что они бесполезные бездельники, и ему плевать на них с высокой колокольни. И это отражается в том числе и на суммах премий педагогов-гуманитариев. Но при этом он не брезгует припрягать тех же студентов ФКИ во внеучебное время на различных мероприятиях, само собой на халяву.
321
Зато у него зарплата около 500 тысяч рублей!!!!!! Где счетные палаты и всякие аудиторы?????
а
у доцента в улгу зарплата -10 тыс
Гном
Каким-то унылым УлГУ получился на фотке сверху. Лучше бы что-нибудь другое выложили…
reader
Да почему же УлГУ на фотке унылый? Это фото его ранней молодости, когда плитки ещё не начали падать: видите – нет названия на фронтоне. Тогда УлГУ был полон надежд и радужных перспектив.
Гном
Приношу извинения, не знал, что эта фотка раннего УлГУ. Просто если не знать историю университета, то со стороны смотрится, честно говоря, не особо: белое здание выделяется сугубо на фоне серого поля и серого неба. Становится слегка неуютно.
«Тогда УлГУ был полон надежд и радужных перспектив»
А сейчас?
reader
А Бог его знает. Я там был всего лишь два раза в жизни. И то только в тамошней столовой: в первый раз на чьей-то свадьбе, во второй – на поминках. Друг умер.
Аноним
Аноним – бей жидов (которые ещё уцелели) , спасай Россию!
пешеход
Сейчас только один востребованный историк и археолог- господин Вязов! Самарец-великий учитель! Фестивали, Волжские пути, караванинги, музеи СССР… Это нужно! Все остальное нет.
филолог
А кто у господина Вязова – великий учитель? У Семыкина и Вискалина тоже учителя были большого калибра…
“Всё остальное” не нужно, по вашему мнению? А советский период для музея СССР Вязов тоже потянет?
туркмен
Подождите. Скоро очень многие факультеты откроются вновь – ждем увеличения численности области за счет киргизов
Л.
Логистический, ( грузчики) с высшим образованием. А чему удивляться….в интересные годы, в поисках работы заглянул в Москве на должность грузчика, в какую то компанию по торговле книгами ( благородное дело!!!). Несмотря на два мои диплома советских времен о высшем -девица кадровик, скорее с девятилеткой даже не вникая немного посочувствовала и сказала что в столь высокой должности прежде чем ее занять, нужно постажироваться -антураж же подвальчика, для вида выложенный по стенкам стопками книг уже говорил о том, что это заведомый “лохотрон”, где очередных бедолаг, после трехмесячной 50% оплаты -просто вытуривают с рабочего места, согласно якобы невыполнения условий договора.
Если серьезно, это перекос сильнейший. Тихий путь к деградации исторической памяти нашим потомкам Где компетентность так называемого “Временного правительства” в сфере образования поддержания его фундаментальных устоев? Это не салюты по праздникам давать и выдумывать никому ненужные потешные кодексы поведения. Если -урод, то это на любой должности. А экзамен зазубрит и сдаст на отлично. Так какой прок от этой кипучей деятельности ?…. если -главное сам процесс ,то все сходится.
v.v.v
Вот не надо истерить,чес.слово: пока есть Ульяновский педагогический университет,хотя, конечно, и его планомерно уничтожают.
Случайно заглянувший
А зачем нам история? Зачем быдле история, управлять-то и дурить легче…
Сухов
Эт, точно!
Гость
Стесняюсь спросить, а причем тут регион? УлГУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ и, к сожалению, регион даже при всем своем желании помочь не сможет. Существует такая вещь как нецелевое расходование средств бюджета
Виталий Ахмеров
Процедуру можно найти. Какую-нибудь губернаторскую стипендию ввести.
Varyushin Mikhail
Виталий, не могу понять тебя, прости. Кафедру закрывают как следствие недобора на отделении истории отечества? Если это так, то почему не закроют само отделение с сохранением кафедры как межфакультетской? Я бы пошел дальше – нужно еще расформировать юридический факультет УлГУ как неэффективный. Дело не в том, что кто-то кому-то нужен или нет, а в рынке труда, кадрах. Нет мест в Ульяновске – уезжай в Москву, нет мест в Москве – в Европу и далее. Если рынком не востребованы некоторые группы специалистов, то нужно анализировать причины, а не требовать принятия всех и вся.
да будет
известно, что в Европе сейчас серьезнейшая безработица, так что не надо… ля..ля..ля.. про уезжай. Кто был в там, хотя бы туристом, знают, что всех всегда предупреждают… рты не раскрывать, а за имуществом смотреть… даже часы приличные с рук срывают, не говоря уже о сумках, кошельках и прочее… Да и в Москве больно уж квалифицированные специалисты не нужны…там давно все теплые места пристроены своими… устроиться можно только на обслугу да и там так просто деньги не дают, в три шкуры дерут… Просто государству нашему, где процветает власть перекупщика-фарцовщика, а именно такие сейчас сидят на самом верху плевать на народ… на его образование, здоровье, жизнь… Филолога, историка, скрипача учить слишком накладно, на нем себе бабла не сделаешь, а вот чиновника плодить нужно, он будет тупо бдить за благами властьимущих
Историк
Кафедру уже как межфакультетскую сокращают. На 6 ставок претендует 11 человек (преподавателей).
Виталий Ахмеров
Миша, рынок не все может регулировать, как показывает практика. “Невостребованность” исторического образования рынком аукнется идеологически. Но когда наверху это осознают, будет поздно.
Varyushin Mikhail
Виталий, давай без эмоций! Финансирования нет. Как его получить? Минобрнауки денег не даст, Костишко искать финансирование не намерен, гранты теперь зарубежные получить практически невозможно. И тут можно сколь угодно размахивать руками! Вам покажут статистические выкладки, соцопросы по трудоустройству выпускников, эффективность преподавательского состава в плане научной деятельности (количество публикаций и т.д.), на что опять можете продолжать размахивать руками. По сути ничего не изменится! Что мог сделать Точеный – сократить коррупцию на кафедре. Сделал ли он это – нет. А насчет рынка, ты думаешь, что всех историков нужно брать на госбуксир? И сколько нужно историков взять на буксир? Виталий, ну не нужны в Ульяновске историки, как и юристы высококвалифицированные. Посмотри на на “Музей СССР”, на колобка и т.п. бред, разрушающий наш город, унижающий его в глазах российской общественности. И в этом участвуют наши “историки”, а иные “историки” – одобряют молча. Резюмируя, наверху это не осознают, так как потестарному государству нет надобности содержать либеральных историков. А шушера на госпособиях всегда найдет себе скромный уголок на кафедре хоть партийной истории. Мы живем в рыночной экономике, и никому, кроме общества, которое и формирует спрос на историков, последние не нужны. Или ты хочешь быть на казенном содержании? Но кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
Аноним
Такие времена, однако. У автора весьма однобокое представление об образовании. Баланс сохраняется, паритет отдается точным наукам. И гуманитарная сфера всегда зижделась на личностях, которые отстаивали право на существование и развитие своей дисциплины. Так и сейчас все в равных условиях – начиная с привлечения абитуриентов и заканчивая грантами.
Мудрствующий лукаво
Высшее образование нужно, прежде всего, для формирования мышления. Мыслящие люди сейчас не нужны России. Об это свидетельствуют все реформы образования и науки последних лет Поэтому проблема кафедры Истории Отечества УлГУ это всего лишь частный случай. В отдельных вузах не только умудряются сохранять гуманитарные кафедры, но и увеличивают их. Это зависит от руководителей прежде всего. Заинтересован ли Костишко в сохранении специальности и кафедры? Нет. Это человек случайно попавший на должность ректора и он вообще ничего не понимает и не способен мыслить стратегически. Он был подставной фигурой на выборах ректора, с тем, чтобы их выиграл Биктимиров. Фигуру Костишко предложили по той причине, что за него никто никогда не проголосовал (все, кто работал с ним в приемной комиссии понимают о чем идет речь). Биктимирова минобр не поддержал, т.к. рыльце в пуху. Вот и возник выбор из двух подставных: Костишки и Мидленко. Полянсков решил, что первый в большей степени подконтрольный и просил его поддержать. Так Костишко стал ректором, затем он слил Полянского и стал править. Однако, как руководитель он слабоват. Ему нравится получать свою зарплату и осваивать деньги. Проблемы решать он не умеет и не хочет. Для него история Отчества – пустой звук. Декан факультета – Митин, человек трясущийся за свое место, так как если он его потеряет, то остается вообще без работы. Он завалил все что только можно было в бытность свою проректором. Заведующий кафедрой – Тихонова. Как историк никто, как руководитель – не боец, абсолютно бесхребетный человек. Она за время своего руководства что для кафедры сделала? Ничего! Кому нужна кафедра? Только Виталику. Но нет веса никакого. Что будет дальше в контексте общей государственной политики и такого руководства? Мой прогноз: кафедры Истории Отечества, Философии, Психологии и м.б. Регионоведения сольют в одну межфакультетскую на 8 ставок. Возглавит кафедру Калинина, т.к. она подруга Митина. Не прошедшие конкурс преподы пойду побираться, так как грабить прохожих смелости не хватит.