В 2006 году среди заросших и заваленных буреломом оврагов на правом берегу Волги мы обнаружили странные конструкции в виде высоких настилов на деревьях, связанных между собой бревнами. На следующий год рядом с настилом стала появляться странная конструкция из дерева, а вокруг проявились следы аскетического быта в виде многочисленных кострищ, бревен для сидения и импровизированных столов из плавуна. Туристы? Масштаб построек слишком глобален для любителей палаток и изгибов желтой гитары. Сектанты? Не хватает антуража в виде флагов и изображений лидеров секты. Рыбаки? Для них слишком чисто. Охотники? Тоже не похоже.  Мы решили разобраться и отправились на встречу с неизвестностью.

 

Предваряя дальнейший рассказ, отметим, что в итоге мы нашли и палатки, и желтые гитары, и флаги, и даже изображения того, кого можно посчитать лидером секты. Но жители странных построек не оказались ни туристами, ни сектантами, ни даже рыбаками или охотниками.

Найти место не просто. Сначала надо форсировать несколько глубоких оврагов, потом найти неприметную тропинку в густом лиственном лесу, а затем около километра идти через поваленные деревья. Случайный грибник или рыбак не найдет при всем желании.

В 1671 году Симбирск осаждали полчища Разина. Монахи Успенского монастыря решили уйти в более спокойное место. Такое место нашлось в 17 верстах на север от города в глухом овраге на берегу Волги. Так была основана Соловецкая пустынь, один из самых уединенных скитов в Симбирской губернии.

Эти же места в качестве своей базы неоднократно избирали и волжские разбойники, которые профессионально ценили недоступность места в сочетании с хорошим обзором Волги.

Перебираясь через овраги, эти истории постоянно вспоминаешь. С непривычки даже кажется, что с тех пор мало что изменилось –вокруг все такой же густой лиственный лес с кучей бурелома, все те же овраги… Кажется, что ещё чуть-чуть, и перед глазами встанут рубленые кельи древнего монастыря или земляной городок-крепость волжских атаманов.

Ожидания оправдываются – почти у самой Волги на ровной площадке появляются строения. Сначала мы заметили нечто похожее на гигантский чум, а затем несколько навесов, покрытых полиэтиленом.

Пахнет дымом, значит, есть и люди, но они не показываются. Это повод осмотреть место.

Гигантский “чум” оказался местом коллективного сбора. На веревке висят свежевымытые чашки. Их мы насчитали 25 штук. Это значит, что народа собирается в “чуме” немало.

Сразу у входа подвешен железный лист. Назначение его понятно – это рында. Наверняка, для того, чтобы созывать жителей к обеду.

В середине кострище. Угли ещё теплые – недавно готовили обед.

Рядом папка с аккордами, две гитары и барабан, но в «песеннике» «изгиба гитары желтой» нет.

По стенам развешены немудрящие предметы быта – пенки, рюкзаки, ручные инструменты.

Один из столбов покрыт письменами, а на втором обнаружилось лико Навального.

Ясности все нет. Кто же местные жители? Лесные барды и барабанщики, подпольные оппозиционеры-сектанты, осевшие на одном месте бывалые туристы?

Идем в сторону берега. Тут и там к деревьям привязаны бревна. Их назначение не понятно – для защиты от диких животных они бесполезны, в качестве ограды бессмысленны, а для сидения не приспособлены.

Непонимание вызывает и натянутая между деревьями стропа, которой обычно увязывают в фурах груз. Что ей тут удерживать? Деревья? Странно.

Чуть дальше на бревнах сложены деревянные каяки. С ними все понятно – Волга вот она, в 10 метрах.

На самом берегу замечаем удобную скамейку из толстых мореных досок. На спинке у неё странный резной узор.

Открывается отличный вид на самое широкое место на всей Волге. Тишина и плеск волн умиротворяют.

Появились люди. Молодой загорелый парень Александр и девушка Женя категорически отказываются фотографироваться – «нам это не нужно».

Начинаем общаться и понемногу выяснять секреты тайного места. Оказывается, основал своеобразную колонию некий Игорь Артурович, в честь которого жильцов лесной коммуны рыбаки с ближайших станов стали называть «артуровцами».

Началось все с занятий с детьми. Именно для них и были построены на деревьях площадки, соединенные бревнами. Получился своеобразный дикий аналог появившегося недавно в Ульяновске парка «Адреналин». Для тренировок оказалась предназначена и стропа между деревьями, и подвешенные в «чуме»на веревках бревна.

Постепенно вокруг Игоря и его единомышленников стало складываться своеобразное коммюните – люди стали жить рядом в палатках, строить новые навесы и т.д. Кто-то приходил на выходные, кто-то проводил отпуск, находились и те, кто жил постоянно. Чуть выше отстроили зимнюю землянку, вырыли баню, в один из годов даже держали коз. За несколько лет палаточный городок разросся даже на ближайшую гору.

Спрашиваем ребят «Кто вы? Туристы, сектанты?». И от того и от другого они открещиваются, предпочитая называть себя спортсменами. «Приходим когда можем, отдыхаем, занимаемся – и сами, и с детьми» – говорит Александр.

Самоназвание явно не случайно – как мы не искали, вокруг лагеря так и не нашли непременных спутников «классического» отдыха на природе – пустых бутылок из-под алкоголя и сигаретных бычков.

«Не пьете?» – спрашиваем Женю. «Только по праздникам» – отвечает девушка и дает понять, что алкогольно-сигаретный отдых тут явно не приветствуется. Вместо дежурных «ста граммов» нас как гостей угощают вкуснейшим чаем с травами на родниковой воде.

Мы понимаем, что гостеприимством злоупотреблять нельзя – люди забираются в такую глушь явно не для того, чтобы общаться на отвлеченные темы с, по сути, случайными людьми. Скорее наоборот – чтобы такого общения избежать.

Сразу же вспоминается, как несколько лет назад один из жителей этого места при случайной встрече дал точное определение «артуровцам» – лесные отшельники. Случайных людей среди таких не бывает.

С этим пониманием мы и отправились обратно – полтора километра в гору по оврагам, затем пять километров по лесу, потом пять километров по полю – и мы вернулись к оставленной в кустах машине. Выдохнули и поняли, что даже ради звенящей тишины и полного уединения второй раз этот путь мы не повторим.