Первый в России музей балалайки открылся в минувшие выходные в Ульяновске.
В экспозиции представлены инструменты XIX-XX веков – как кустарного, так и артельного производства.
В музей можно прийти просто поглазеть, поиграть на балалайке – для этого обустроена маленькая эстрада – и чаю попить с баранками и вареньем.
Хозяин музея Сергей Ключников. О себе рассказывает, что все его корни в Сенгилеевском и Тереньгульском районах. И, живя в Москве, он всегда помнит о своей родине. И на балалайке играть он стал тоже здесь: научила бабушка, которая до сих пор прекрасно играет.
Когда я учился в университете, мы поехали в фольклорную экспедицию далеко на север, в глухую деревню. И когда записывали игру какого-то деда, я подумал: «А чем это отличается от моей деревни? Да ничем!». Стал ездить по деревням Поволжья, ко мне присоединились друзья, потом образовались связи с другими «ту совками» тех, кто кайфует от русской музыки, таких людей в России довольно много. Мы ста ли думать, где можно создать некую точку пере сечения наших интересов, и решили, что Ульяновск подходит. Транспортное сообщение здесь не очень хорошее, но город расположен практически между центральной Россией и Уралом регионами с большими группами увлеченных людей.
Ключников рассказывает, что по роду профессиональной деятельности он и его товарищи «далеки от музыки и культуры». Сам он работает в банке, но балалайки и русская народная музыка занимают так много времени в его мыслях, что он не может назвать их словом «хобби». О деле своей жизни рассказывает с любовью. Сетует, что с годами «добывать» балалайки становится все труднее: «Народ добрый, отзывчивый, музыкальный, но, видимо, специфика поволжского характера такова, что достучаться до сердца старого человека становится очень сложно».
В коллекции музея инструменты самые разные: от грубых, топорных до балалаек тонкой работы. Судя по всему, Ключникову милы они все. На открытие пригласили самую настоящую звезду виртуозного исполнителя и композитора Алексея Архиповского. Он играет на мастеровой балалайке, сработанной Семеном Налимовым в 1902 году.
Заметив, что Архиповский засмотрелся на изящный инструмент, украшенный резьбой с изображением домика, Ключников поясняет: это работа одной из петербургских артелей пример но 1910х годов. А рядом висит невзрачная, по черневшая от времени балалайка, найденная в Нижегородской области. В этом неброском, грубоватом инструменте Сергею видится продолжение глубинных народных традиций. Неудивительно, что для реставрации завалявшиеся на чердаках балалайки, которые порой выносят из дому развалившимися на части, коллекционеры пред почитают отдавать не профессиональным реставраторам, а невзыскательным мастерам: «Нам кажется, это ближе самому естеству инструмента».
В коллекции музея выставлено с десяток инструментов, в том числе и сделанный всего пол тора года назад. К слову, коллекционеры не про сто собирают инструменты а на это дело у них уже ушло 15 лет, они еще и играют. На некоторых был отыгран не один концерт, рассказал Сергей. Но со временем он и его друзья пришли к выводу, что этого делать не стоит: дерево истончается, клей рассыхается балалайки можно потерять. Такой инструмент, как, например, у Архиповского, создан мастером с таким запасом прочности, что ее хватит лет на 150, а то и 200. А в деревнях балалайки часто делали, лишь бы хватило на лето: поиграл на завалинке и выбросил. Но сохранились и те, которые передавались из поколения в поколение.
Ради того, чтобы вживую услышать исполнение Алексея Архиповского, ульяновская прима балалайка артист оркестра русских народных инструментов Александр Новокшенов примчался из Чувашии, где отдыхал на рыбалке: Я много слушал Архиповского в интернете, но не мог пропустить его выступления в Ульяновске. Большая заслуга Алексея в том, что он подключил балалайку к звуковой аппаратуре: она позволяет каждому в зале услышать очень тон кие моменты, с одной стороны, а с другой дает новую жизнь этому инструменту и русской музыке, донося ее до современного слушателя. А композитор он просто гениальный! Не стал бы навешивать ярлыки, но, по моим впечатлениям, он вроде Тютчева в музыке.
Для начала музыкант отдал дань ожиданиям публики желанию услышать «Паганини русской балалайки», как называют Архиповского, и выдал виртуозное поппури, в котором сплелись десятки мелодий, покуражился, подергал струны зубами, поиграл у себя за спиной. Но Алексей далеко не только виртуоз: об этом публике рассказала его собственная музыка очень русская и глубоко личная, поющая о русских просторах, девичьих грезах, молодецких забавах, раздиравших средневековую Русь усобицах… В экспедициях коллекционеры набрали много фото, видео, аудиоматериалов. Так что музей на улице Ленина можно будет найти не толь ко по адресу располагается он в доме № 78, но и по звукам балалайки.
Анна Школьная