102 Героя Советского Союза, один дважды Герой Советского Союза, 8 Героев России, три полных кавалера Ордена Славы и ещё огромное количество бесстрашных и умелых танкистов вышло из стен Ульяновского танкового училища, которому в этом году исполняется 95 лет. А кто, как не ветеран училища, может лучше рассказать о том, с чего всё начиналось и к чему пришло. Председатель оргкомитета по подготовке празднования 95-летия училища – гвардии полковник Эдуард Фомин вспомнил поимённо многих героев, чьи мужество и умение повлияли на исходы отдельных сражений и целых войн.

Ульяновское гвардейское высшее танковое командное, дважды Краснознамённое, ордена Красной Звезды училище имени Ленина было образовано в 1936 году, однако ветераны отмечают 95-летний юбилей.

– Эдуард Григорьевич, с чего же все-таки начинается история танкового училища?

– Началось всё с пехотных курсов. Симбирские и самарские курсы за мужество и героизм, проявленные курсантами в боях, получили по ордену Красного знамени, после чего были объединены и сначала располагались на улице Урицкого – потом уже были переведены в кадетский корпус.

– Когда же в Ульяновске начали готовить танкистов?

– В 1932 году пехотные курсы были преобразованы в Ульяновскую танковую школу. Четырьмя годами позднее школу преобразовали в Ульяновское бронетанковое училище.

Первым начальником училища вплоть до начала Великой Отечественной войны был генерал-майор Пётр Шуров, воевавший на подступах к Сталинграду, где получил смертельное ранение и был похоронен в Ульяновске.

– Известно ли конкретное расположение его могилы?

– Да, Петра Евдокимовича Шурова похоронили на кладбище, расположенном на улице Карла Маркса. В прошлом году мы уточнили данные на его надгробной плите: написали должность, расшифровали инициалы. В годовщину контрнаступления наших войск под Сталинградом 19 ноября 2012 года мы провели торжественное открытие памятной доски на месте его захоронения. Мы также пытаемся отыскать его детей, но пока безуспешно.

– По всей видимости, на смену ему пришёл человек, командовавший училищем на протяжение всей Великой Отечественной войны…

– Должность начальника принял генерал Владимир Кашуба, герой советско-финской войны. За подготовку командных кадров танковых войск для тяжёлых танков летом 1943 года приказом президиума верховного совета училище было переименовано в гвардейское, первое в стране, а также было удостоено ордена Красной Звезды. Для учебного подразделения, хоть и в военное время, но всё же в тылу, заработать звезду – это подвиг всего личного состава, который ковал кадры для фронта.

– Означает ли это, что важность тяжёлых танков была очень велика?

– Роль тяжёлого танка на поле боя сложно переоценить. Достаточно привести в пример один факт: на должность механика-водителя назначался офицер. Были даже случаи, когда командиром танка был лейтенант, а механиком-водителем – капитан.

102 выпускника Ульяновского танкового училища, которое Эдуард Фомин по праву называет «кузницей военных кадров», получили звание Героя Советского Союза, подполковник Иван Бойко – один из 17 танкистов, удостоившихся этого звания дважды. Через училище прошли три полных кавалера Ордена Славы и 8 Героев России.

– Сам факт участия в боевых действиях – это уже героизм и повод для гордости. Но, может быть, кто-то из выпускников училища особенно отличился в тех или иных военных конфликтах?

– Семён Осадчий в 1936 году совершил подвиг в Испании – впервые применил танковый таран. Ему там даже памятник поставили. Дмитрий Лавриненко – танковый ас, за два с половиной месяца в 28 схватках с противником подбил 52 танка, его рекорд за всё время войны ни один советский танкист не побил. Оба они были выпускниками нашего училища.

На территории Ульяновской области существовали три танковых училища, помимо гвардейского, в Ульяновск эвакуировали Минское и Орловское училища. Однако Эдуард Фомин отмечает, что в отношении Минского училища слово «эвакуировано» применимо весьма условно. В Минске только отдали приказ и сделали знамя, а сформировать ничего не успели – на 8 день войны немцы взяли город.

– До 1946 года Минское училище лёгких танков и самоходных установок готовило танкистов на средние и лёгкие танки, – рассказывает Эдуард Фомин. – В 1946 году к нам прибыло орловское училище, слилось с минским, забрало его личный состав, оставило свои ордена и имя, стало называться Орловским Ордена Ленина Краснозамённым бронетанковым училищем имени М. В. Фрунзе. До 1961 года просуществовало оно, а потом было расформировано.

– На какие танки готовило танкистов наше гвардейское училище?

– Только на тяжёлые: КВ-1, КВ-1С, КВ-9с, КВ-85, потом появились ИС-1, ИС-2 и ИС-3.

ИС-3 всё-таки успел повоевать?

– В энциклопедиях пишут, что ИС-3 участия в боевых действиях Великой Отечественной войны не принимал. Однако мы нашли полковника Геннадия Иванова, жившего в Казани, участника войны. Мой друг с ним учился в академии в 50-е годы. Мы разговорились, оказалось, что в его мемуарах есть упоминания о танке ИС-3.

Он служил в последние дни войны в составе 38-го гвардейского тяжелого танкового корпуса на втором Белорусском фронте. При взятии немецких городов Фрайбург и Росток в составе этого корпуса была рота тяжелых танков – 5 единиц – это и были ИС-3, их «черепахами» называли. Спутать его с ИС-2 невозможно, башня другая, корпус совсем по-другому сварен.

– А в каком состоянии наш ИС-3 – памятник у парка Победы?

– Мы бы хотели, чтобы этот танк имел достойный вид. Этот памятник соорудили в 1975 году в сжатые сроки. Время взяло своё: штукатурка потрескалась, цемент начал разрушаться.

2 года назад на встрече с губернатором мы подняли вопрос реконструкции памятника. Это наша гордость, за ним надо следить. Он пообещал, что будут приняты меры.

На облицовку памятника гранитом нужно больше 2 миллионов рублей, мы даже нашли компанию, которая готова этим заняться, осталось найти средства.

– Региональное министерство строительства утвердило создание рядом с парком площади Танкистов. Ветеранов училища привлекут к её проектированию?

– Мы готовы принять участие, готовы выдать проекты и эскизы. Мы разработали баннеры, на которых предоставим информацию об оружии победы, о танках, их характеристиках и заводах-изготовителях. Рядом с памятником мы предложили установить мемориальные стелы с именами всех Героев Советского Союза, прошедших обучение в училищах, в танковых училищах, в разное время размещавшихся в Ульяновске.

Участок дороги рядом с парком Победы всегда сильно загружен, напрашивается круговое движение, вот мы и выступили с предложением организовать там площадь Танкистов.

Совет ветеранов и выпускников Ульяновского танкового училища за собственные деньги и на средства местных меценатов выпустили юбилейный фильм, а также памятные значки с изображением танка и красного знамени, один из которых Эдуард Фомин подарил редакции информационного агентства Меdia 73. На стену здания, в котором много лет располагалось Ульяновское гвардейское высшее танковое командное, дважды Краснознамённое, ордена Красной Звезды училище имени Ленина, ветераны хотят повесить памятную табличку, на которой будет написано полное название учебного заведения. «Многие и не хотят, чтобы в названии фигурировал Ленин, но это уже борьба политиков, – говорит Эдуард Фомин. – Наше дело – сохранить историю».

Алексей Хорошилов