Виктория Чернышева
По последним данным, 168 ульяновских хозяйств пострадали от засухи. Прямой ущерб составил 480 миллионов рублей. Такие данные были озвучены в четверг на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям, которое прошло в регправительстве.

Засуха погубила посевы на 63 тысячах гектарах – в основном это яровые зерновые культуры.

В настоящий момент режим ЧС по засухе введен в восьми муниципальных образованиях региона. Предложение ввести ЧС областного уровня ульяновский губернатор Сергей Морозов пока не поддержал – окончательное решение будет принято в ближайшее время. Несколько последних дней в регионе идут дожди, однако синоптики предполагают, что с выходных снова наступит жара.

– Без урожая ульяновские аграрии не останутся: сейчас в регионе созрели озимые, их нужно убрать вовремя. Жить будут подсолнечник и кукуруза, – говорит министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.

Ульяновская область вошла в число 13 российских регионов, наиболее сильно пострадавших от засухи. Не исключено, что им будет оказана федеральная помощь.

Между тем, несмотря на повторяющиеся в регионе засухи, ульяновские аграрии не спешат страховать посевы. В прошлом году объем сельскохозяйственного страхования уменьшился. Застрахованная площадь составила всего 122,9 тысячи гектар – 14 процентов от общей посевной площади, тогда как в 2011 году этот показатель был 15,4 процента.

– Основные причины низких объемов агрострахования – экономические. Это тяжелое финансовое положение большинства сельскохозпредприятий, не позволяющее им единовременно изыскать необходимые денежные средства, высокая стоимость страхования, необходимость уплаты страхового взноса в течение короткого периода до окончания посевной. Даже несмотря на то, что с 2012 года хозяйствами уплачивается только половина страховой премии. У аграриев есть недоверие к страховым компаниям, причина которого, в том числе, и в недостатке знаний, – пояснили в областном минсельхозе.

Как уточнили в аграрном ведомстве, в 2012 году к вышеуказанным причинам добавились и другие – длительность подготовки страховщиками изменений в свои внутренние документы в связи с введением новаций в законодательство; непредвиденные затраты – на пересев погибших озимых культур а также еще большее ухудшение финансового положение сельхозпредприятий из-за засухи.

– В законодательстве есть недостатки, препятствующие развитию агрострахования. И Ульяновская область неоднократно выдвигала на федеральный уровень свои предложения, которые могли бы улучшить ситуацию. В их числе – уменьшение размера гибели урожая сельскохозяйственных культур, установленных федеральным законом. Сейчас по нему договор страхования заключается на случай, когда фактический урожай сельскохозяйственной культуры, по сравнению с запланированным урожаем, снижен на 30 и более процентов, а по многолетним насаждениям – на 40 процентов. При этом договор может заключаться с франшизой от 0 до 25 процентов. Получить хоть какое-то возмещение аграрии могут, если урожай снижается более чем в два раза, – пояснили в минсельхозе.

Ульяновцы предлагают установить для регионов дифференцированные условные франшизы в 10 или 20 процентов, а для наиболее критичных регионов оставить 30 процентов недобора. Также период, за который рассчитывается средняя урожайность для заключения договора страхования, по их мнению, нужно повысить до 10 лет. При расчете средней урожайности за утвержденные сегодня пять лет, особенно с учетом засушливых последних лет, хозяйства получают меньшую вероятность получения страхового возмещения.

Кстати
В нынешнем году впервые за последние 15 лет посевные площади в Ульяновской области превысили миллион гектаров. Прирост произошел за счет зерновых (их стало больше, по сравнению с прошлым годом, на 15 гектаров), технических культур (плюс 40 тысяч гектаров). Все большей популярностью у сельхозпроизводителей пользуется озимый рыжик – рано вызревающая масличная культура, более “мягкая” к земле, нежели полсолнечник.