Совсем недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, какие проблемы больше всего волнуют российских граждан. По итогам опроса, больше всего россиян тревожат проблемы, связанные с ЖКХ. В общем-то, подобные данные нисколько не удивляют. Реформа ЖКХ, завышение цен на услуги, неопределенность – все это заставляет задуматься.
Еще с осени прошлого года по стране прокатилась волна возмущений граждан, а причиной тому стали завышенные счета за услуги, предоставляемые жилищно-коммунальными хозяйствами.
О реформе ЖКХ речь идет уже несколько лет, но решить в одночасье проблемы, которые копились десятилетиями просто невозможно. Однако попытки предпринимаются, и более того, имеются вполне грамотные предложения, основанные на современных реалиях.
В марте 2005 года вступил в силу новый Жилищный Кодекс РФ, где и были прописаны правила управления многоквартирными домами. Однако за восемь лет качество оказываемых услуг так и не улучшилось, а наоборот, россияне столкнулись с новыми сложностями.
Так, с сентября 2012 года, чтобы сделать систему платежей за коммунальные услуги более прозрачной, введен новый механизм оплаты. Теперь жителям многоквартирных домов в квитках раздельно указывают, сколько было потрачено ресурсов на личное потребление и сколько пошло на общедомовые нужды. И все бы ничего, если бы эти суммы не отличались в десятки раз. Собственно этот факт и вызвал волну возмущений.
Очевидно, что для того, чтобы история не повторялась, необходимо установить фиксированные цены, и чтобы за ними стояли не частные конторы (чья основная цель — пополнить собственный бюджет), а государство. Естественно и другое: любые изменения в части ЖКХ в первую очередь должны быть основаны на интересах общества.
Подобный опыт пытаются апробировать в Ульяновской области. Идею вернуть государство в ЖКХ предложил сам губернатор Сергей Морозов. Он предлагает сформировать государственное казенное предприятие “Областное коммунальное хозяйство” (ОКХ). По мнению регионального главы, ОКХ поможет не только создать реальную конкуренцию частным компаниям, но и заставит их более продуктивно и честно выполнять свои обязанности.
Как отметила в интервью корреспондентам “Правды.Ру” первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева, в этом есть определенный позитивный смысл.
“Попытка создания муниципальных предприятий, которые занимаются управлением многоквартирными домами, а также являются интегрированными в оказание коммунальных услуг, на самом деле имеют право на существование, если только не являются попыткой замещения конкуренции и вытеснения действующих управляющих компаний. Если это попытка, как озвучил губернатор Морозов, развить конкуренцию, то мы считаем это достаточно позитивным моментом. Ведь основной упор в деятельности такого рода муниципальной компании, или областной компании, будет сосредоточен на управление тем жилым фондом, который не сильно воспринимается частными управляющими компаниями как интерес. Грубо говоря, в тех небольших населенных пунктах, где дома невысокой этажности с высокой степенью износа, и управление ими сопряжено с большими расходами. Мне понятна инициатива губернатора”, — сказала Николаева.
“Основная цель деятельности предприятия — оказание услуг в сфере тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, которые будут реализоваться по установленным государством ценам, — пояснил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. — Таким образом, мы хотим создать единую цепочку — от выработки коммунального ресурса до поставки его населению, по обоснованным, продуманным тарифам”.
Отметим, в регионе разработана стратегия развития жилищно-коммунального комплекса до 2025 года, и создание ОКХ в нее входит. По мнению Морозова, данная областная компания позволит отрасли не только успешно развиваться, но и поможет привлечению частных инвестиций и инициатив, внедрению современных управленческих подходов, техническому перевооружению, и в том числе возвращению государства в систему управления отраслью,
В дальнейших планах по развитию ОКХ стать не только поставщиком коммунальных ресурсов, но и заняться координацией работы в жилом фонде муниципальных образований управляющих организаций, став учредителем.
Как отметил губернатор Ульяновской области, пришедшие в сферу управления многоквартирными жилыми домами частники в погоне за прибылью порой не думают об интересах собственников. ” Они обманывают плохо разбирающихся в законодательстве граждан. Для нас же важно, чтобы у людей появился выбор: отдать управление своей собственностью в частные руки или в руки государства”, – сказал Морозов.
По мнению. Елены Николаевой, прежде всего это поможет решить вопросы с ценообразованием на общедомовые нужды.
“У нас появились общедомовые нужды, и с 1 июля введен предельный уровень на ОДН, и все, что превышает этот уровень — оплачивает управляющая организация…чему они не сильно рады. Но вопрос в другом, что деятельность муниципальной организации (по ульяновскому принципу) должна составить конкуренцию и указать определенный ориентир на жилищные услуги, а не на коммунальные. Ну, грубо говоря, дорого ли их УК берет за мытье полов в подъезде или за содержание жилого фонда”, – отметила в интервью Елена Леонидовна.
Вообще, идея с созданием ОКХ поддерживается на федеральном уровне, но при условии, что частные компании, также будут занимать определенную нишу. “Мы не намерены вытеснять частный бизнес: хотим лишь дать жителям региона альтернативу в виде качественной, прозрачной, жестко контролируемой системы управления жильем”, — заявил ульяновский губернатор.
На сегодняшний день на территории региона работает 126 управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК. Девять из них находятся в собственности муниципалитетов, 117 — частные. Уровень износа объектов ЖКХ в Ульяновской области достигает 77 процентов, 164 дома признаны аварийными, 2852 — ветхими.
Существует три варианта, как областная власть может участвовать в управлении многоквартирными домами. Первое — создать муниципальные унитарные предприятия с назначаемыми директорами и полным контролем со стороны ОКХ. Второй вариант — частно-государственное партнерство, совместные предприятия органов исполнительной власти и частников, которые вложат свои средства и будут заниматься управлением под контролем представителей государства. Третий — “наблюдательный” вариант, когда в уставном капитале управляющей организации выкупается доля — например, 25 процентов, чтобы влиять на принятие решений.
Екатерина Полянская
Блюститель
На первом этапе – 2 вариант наиболее предпочтителен-если хотите разобраться участвуйте сначала ни непосредственно капиталом, а инвестированием, а по поводу перспектив такого ОКХ (кстати ОКХ- еще и аббревиатура главного штабного учреждения Вермахта во времена фюрерства Гитлера) смотрите http://ulpressa.ru/2013/07/11/vorovstvo-na-snegu/. Думаю хрен редьки не слаще. Сфера конечно проблемная и зачастую малоразработанная, но тем не менее цивилизованные рыночные механизмы все же лучше прямого командного администрирования.
Жилец
Пройдёт 4-й вариант: семейно-уголовный подряд УК и крыша государственно-партнёрская.
Аноним
платить придётся не только за услуги тсж но и на зарплату чиновникам? Если деньги госструктуре выделит государство + деньги за выкуп уставного капитала управляющей компании, как чиновники управляют нам известно. А владельцем остаётся Виксельберг. Ни сам ли Вексельберг придумал эту схему, что бы монополизировать тсж