ВИКТОРИЯ ЧЕРНЫШЕВА
Сфера автопрома Ульяновской области отвечает всем требованиям для формирования полноценного автомобильного кластера, не хватает только организующего импульса. Подтолкнуть предприятия автопрома к взаимодействию готово правительство региона.
По мнению специалистов, в Ульяновской области имеются все предпосылки для формирования полноценного автомобильного кластера: богатые традиции, как минимум, три крупных производителя — УАЗ, ISUZU и BAW; Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), поставляющий продукцию на АвтоВАЗ; около 90 мелких предприятий, выпускающих автокомпоненты; учебные заведения, как высшие, так и средние, которые с 50-х годов прошлого века готовят специалистов для автозаводов. Наконец, есть наноцентр, одной из основных специализаций которого является производство материалов с новыми свойствами для автопрома. Однако, по мнению исполнительного директора Корпорации развития Ульяновской области (КРУО) Сергея Васина, кластера в его классическом понимании в регионе пока нет, «хотя предпосылок для его создания не меньше, чем в авиации». По его словам, между отдельными предприятиями взаимодействие уже налажено — как в кооперационной цепочке, в рамках поставок комплектующих, так и в плане подготовки кадров. Однако полная картина пока не складывается, но для того, чтобы кластер самоорганизовался, не хватает толчка. «Если брать пример образованных без инициативы «сверху» европейских кластеров, то на это порой уходили и сотни лет. Многие из них создавались в естественной среде — люди в неформальной обстановке — в клубах, барах, обсуждали свои проблемы и способы их решения. Что касается нашего автопрома, то, на мой взгляд, не хватает именно такой среды: мероприятий, подобных, например, ИТ-конференции «Стачка», которые помогают начать плодотворное общение», — говорит господин Васин.
Ситуация в авиапроме несколько иная: здесь существует одно крупное предприятие — «Авиастар-СП», и ряд значительно меньших бизнесов. Без участия государства авиакластер сформироваться бы не смог. Если идти по такому пути и в автопроме, инициативу в руки должны взять власти. Как считает исполнительный директор КРУО, ждать можно год, два и даже десять лет. Однако, если бы инициатива исходила от регионального правительства, это было бы быстрее и эффективнее. Нужен системный подход и, главное, «локомотив» — человек, который будет отвечать за развитие кластера. «Нужна управляющая компания со своим планом, направленным на координацию деятельности предприятий и увеличение внутрирегиональной кооперации, а также возможное привлечение федеральных денег под различные объекты», — считает господин Васин.
В настоящий момент КРУО ищет инвесторов, которые могли бы вписаться в «прокластер» — технологическую цепочку уже работающих на территории промзоны «Заволжье» производителей. Часть из них могло бы создавать СП с резидентами, что позволило бы им нарастить компетенции и выйти «на конвейер» к иностранным партнерам, чего пока они себе позволить не могут.
«Говоря о создании в Ульяновске полноценного автомобильного кластера, надо учитывать близкое расположение двух особых экономических зон, нацеленных на автомобилестроение: уже функционирующую «Алабугу» и готовящуюся «Тольятти». Можно предположить, что рядом с ульяновским автозаводом свое производство захотят разместить те поставщики, для которых он является основным потребителем. Однако, в любом случае, наибольшую роль наверняка будет играть административный фактор, в частности, достигнутые договоренности и предоставленные субсидии и льготы», — говорит начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун.
Потребность в центре
Одной из составляющих автомобильного кластера может стать инжиниринговый центр, в создании которого, по словам господина Васина, сегодня есть реальная потребность: «Это центр, где будут работать профессионалы, обладающие определенными компетенциями, и, самое главное, набор оборудования, востребованный ульяновскими предприятиями и образовательными заведениями. В отдельности такое оборудование производитель не купит — по той причине, что оно не будет загружено на 100 процентов и себя не окупит. А в рамках кластера появится возможность им воспользоваться».
Исполнительный директор КРУО уточняет: инжиниринговый центр может быть востребован не только автопро-мом (хотя, в первую очередь, с точки зрения рынка и потребителей, именно им), но и уже существующим авиакластером и формирующимся станкостроительным кластером. Здесь может быть несколько функций: центр прототипирования (изготовление компонентов, деталей, которые затем запускаются в серию), дизайн-центр (разработка промышленного дизайна) и исследовательско-лабораторное оборудование по композитам, которое теоретически можно использовать и для строительной индустрии. Подобные функции частично есть в наноцентре, но из-за ограниченности средств здесь вкладываются в проекты, у которых уже сейчас просматривается окупаемость. «Наноцентр мог бы выступить в качестве управляющей компании инжинирингового центра: в нем сформирована команда, есть соответствующие компетенции. Думаю, у Ульяновской области есть большие шансы получить финансирование на его строительство — мы входим в число регионов, где есть составляющие, позволяющие создать эффективный центр. Разместить его планируется на промзоне «Заволжье», где он мог бы «работать» еще и на ее резидентов. Подобный синергетический эффект могут позволить себе далеко не все регионы», — поясняет господин Васин.
Дело за малым — дождаться, пока на федеральном уровне будет принята соответствующая программа, и подать заявку. Возможная схема финансирования — 20 (региональный) на 80 (федеральный бюджет) процентов. Стоимость центра зависит от амбиций: как уточнил исполнительный директор КРУО, если развивать все три вышеуказанных направления, потребуется порядка 3 млрд рублей.
Автокомпоненты в приоритете
Лишним доводом в пользу создания автокластера служит тот факт, что Ульяновская область становится все более популярной у производителей автокомпонентов, которые ищут регионы для размещения своих производств. У КРУО автопром считается одной из приоритетных отраслей в плане поисков инвесторов. «Свою роль играет близость к крупным автосборщикам Поволжья — Тольятти, Алабуге, Набережным Челнам, Нижнему Новгороду, Ижевску.
Второе — это кадры. Даже с учетом дефицита специалистов, который может возникнуть у нас в будущем, рабочие руки все равно имеются. Выстроена образовательная система, учебные заведения могут подстраивать свои программы под производителей, есть масса профессионалов, работавших в автопроме. Свою роль играет наличие площадок — пром-зоны «Заволжье», свободных площадей на ДААЗе, УАЗе и других предприятиях, где могут размещаться производители, получив пакет налоговых преференций. А также наличие уже работающих предприятий автопрома, в производственные цепочки которых можно встраиваться», — отмечает господин Васин.
Сегодня на промзоне «Заволжье» уже работает предприятие «ТАКАТА Рус» (германо-японский инвестор), которое производит практически для всех автосборочных заводов России рулевые колеса и подушки безопасности. В июне начинает строительство немецкая компания «Шэффлер», которая начнет с производства подшипников, а затем планирует выпускать и другие группы автокомпонентов, причем для предприятий не только России, но и стран СНГ. В 2016 году планируется запустить производство первого в России и ближнем зарубежье шинного завода компании «Бриджстоун Корпорейшн». Это один из самых крупных по объему инвестиций (12, 5 млрд рублей) проектов в регионе. Строительство завода, который будет выпускать до 12 тысяч единиц шин премиум-класса, начнется в нынешнем году: в июле должна завершиться подготовка земельного участка. Это один из самых долго «вынашиваемых» проектов Корпорации развития Ульяновской области и регионального правительства: переговоры с инвесторами начались в 2011 году; за это время японская делегация посетила регион 16 раз.
Приход «Бриджстоун Корпорейшн» — событие действительно знаковое, что отмечают и эксперты. «Успешное открытие завода «Бриджстоун» сможет улучшить инвестиционный имидж Ульяновской области, и, при грамотной работе администрации региона, позволит привлечь и других иностранных производителей автокомпонентов, желающих запустить производство в России», — считает господин Топтун.
В настоящий момент КРУО ведет переговоры еще с двумя компаниями — европейской и турецкой — об открытии на территории региона производств автокомпонентов для российских производителей.
Желание без возможностей
Между тем активизация производителей автокомпонентов высветила важную проблему — нехватку в Ульяновской области готовых производственных площадей — браунфилд. Исполнительный директор КРУО приводит пример: недавно европейская компания не смогла найти в областном центре удовлетворяющие запросам помещения. Возможно, производство разместится на ДААЗе, но пока договоренности нет.
«Активизировался российский средний бизнес, который «вырос» до того, чтобы расширять свои производственные линии, но еще не готов вкладывать деньги в объекты капитального строительства. Кроме этого, пошла вторая волна иностранных инвесторов: за крупными компаниями в Россию начали приходить их более мелкие партнеры, которые также ищут площадки браунфилд», — отмечает министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Смекалин.
По его словам, главная проблема — отсутствие государственных индустриальных парков. Частные предприятия готовы предоставить свои свободные площади, однако инвесторов, как правило, не устраивает соотношение «цена — качество». Большинство таких производственных помещений (львиная доля из них находится на промзоне «Авиастара») находится в плачевном состоянии — после того, как их бросили в 90-х, необходим ремонт, восстановление тепловых контуров, а это дополнительные вложения. За отремонтированные же площади хозяева просят слишком много. Стоимость квадратного метра доходит до 500 рублей, тогда как в идеале за хорошо подготовленные производственные площади инвестор готов платить порядка 200 рублей. Таким образом, возникает несовпадение желаний и предложений.
«Площади для инвесторов со временем будет строить бизнес. Но специфика России заключается в том, что у нас стоимость строительства дороже, чем в Европе, и в разы дороже, чем в Турции. Можно предположить, что, исходя из ожиданий по доходности, цена аренды инвесторов не устроит. Но в любом случае, движение навстречу друг другу пойдет», — считает господин Васин.
Еще один вариант — построить государственный индустриальный парк. Во многих регионах — Калуге, Татарстане — уже начали возводить собственные производственные площади. Но в федеральных ОЭЗ совсем другое финансирование. В Ульяновской области желание сделать проект есть, но пока нет денег на стройку. В перспективе парк станет еще более востребованным, и тогда уже точно будет построен, вероятнее всего — на промзоне «Заволжье».
Стратегическое планирование
Индустриальные парки сегодня формируются на двух крупнейших предприятиях ульяновского автопрома — УАЗе и ДААЗе. О высвобождении площадей для потенциальных инвесторов еще более года назад заявил экс-директор автозавода Сергей Юрасов. В производственных помещениях УАЗа разместилось сборочное производство грузовиков ISUZU, как и ульяновский автозавод, входящее в холдинг «Соллерс».
«Мероприятия, связанные с оптимизацией затрат, являются неотъемлемой частью системы бережливого производства на предприятии и не обязательно должны быть связаны с финансовыми проблемами. Вероятнее всего, мобилизованные средства будут направлены УАЗом на модернизацию и развитие предприятия, в том числе развитие индустриального парка, в котором помимо производства компонентов могут быть размещены предприятия по сборке автомобилей иностранных марок», — прогнозирует господин Топтун.
Пока УАЗ не афиширует конкретные планы по использованию свободных площадей. Однако, как пояснил господин Васин, автозавод разделил автосборку и производство автокомпонентов. «В зависимости от степени важности отдельных узлов, часть из них УАЗ будет производить самостоятельно; для производства других создаст совместные предприятия. Выпуск же совершенно «некритичных» в плане технологий узлов вообще предполагается отдать как бизнес: предоставить свой конвейер, дать стартовые заказы. Пока автозавод не сформулировал для корпорации структурированную задачу — искать таких-то инвесторов на определенных условиях. Предприятие ведет эту работу самостоятельно», — рассказывает исполнительный директор КРУО.
О желании получить статус индустриального парка (по площади он будет одним из крупнейших в регионе) заявил и ДААЗ. В феврале доработанный бизнес-план был передан в региональное министерство промышленности и транспорта. Сейчас идет формирование управляющей компании. Если решение будет принято положительное, димитровградский парк получит преференции — льготную ставку по налогу на имущество и на прибыль. Проекты резидентов, приходящие сюда, смогут стать «приоритетными», если объем инвестиций превысит 150 млн рублей.
Сейчас на ДААЗе модернизируют инфраструктуру, ремонтируют и обновляют помещения, а также занимаются перекомпоновкой и оптимизацией производственных площадей.
«На димитровградской промплощадке группы «Объединенные автомобильные технологии» завершен первый этап модернизации — подготовлены площади под размещение новых заводов «ДААЗ-Штамп» и «Автосвет». Модернизация помогла получить номинации со стороны тольяттинского автозавода более чем на 200 деталей прессового производства, штампо-сварных деталей, которые необходимы для новых моделей альянса Avtovaz-Renault-Nissan. В результате в Димитровграде будет сформирован один из крупнейших в Поволжье центров средней и мелкой штамповки (штампо-сварочных изделий)», — отметили на ДААЗе.
Под завод «Автосвет» отдан 11 корпус предприятия, где также ведется реконструкция. Здесь будут сконцентрированы все компетенции производства светотехники (головной, задний свет и внутри салонное освещение автомобилей). Обновленный «Автосвет» уже получил номинацию на поставку изделий в рамках проекта 2180 (новой «Приоры»). Димитровградский завод станет основным поставщиком светотехники для многих автопроизводителей, в том числе альянса Avtovaz-Renault-Nissan.
В число первых резидентов формирующегося в Димитровграде индустриального парка вошла чешская компания PROKES&CO.CZ, с которой ДААЗ и ОАТ подписали генеральное соглашение о стратегическом сотрудничестве. В его рамках во втором квартале нынешнего года начнется создание нового предприятия по выпуску резинотехнических изделий, которое будет поставлять готовую продукцию всем предприятиям, входящим в Группу ОАТ и использующим резинотехнические компоненты в производстве своей номенклатуры.
«Работа по привлечению резидентов позволит снизить зависимость заводов группы ОАТ от монопольных поставщиков продукции и сконцентрировать в рамках технопарка все необходимые производства, обеспечивающие автокомпонентное производство», — пояснили в пресс-службе ДААЗа.