ГАЛИНА ПЛОТНИКОВА
Руководство Ульяновской области намерено построить в регионе креативный кластер по европейскому образцу, но попытки создать необходимую для этого активную творческую среду далеко не все потенциальные участники кластера считают успешными.
«Разгонный блок»
В декабре прошлого года на круглом столе, посвященном созданию в регионе креативного кластера (кластера креативных или творческих индустрий), губернатор Ульяновской области Сергей Морозов назвал его двигателем и разгонным блоком самолета региона, подчеркнув важность творческих индустрий для успешного экономического развития. «Креативный кластер поможет сформировать общую творческую атмосферу в регионе, а это важное условия для развития инновационной экономики», — поясняет руководитель регионального фонда «Культурная столица» Татьяна Ившина. Для самих же участников кластера — это возможность взаимодействия в целях реализации общих интересов, направленных на развитие и формирование цивилизованного рынка потребления их товаров и услуг, считает руководитель фонда.
Тема формирования условий для развития творческих индустрий в Ульяновской области была осознанно поднята два года назад на первом Международном культурном форуме, где, в частности, говорилось об успешных примерах получения весомых результатов от инвестиций в творческие индустрии.
Заметим, согласно общепринятому европейскому определению, закрепленному в Creative Industries Mapping Document Правительства Великобритании, «творческие индустрии» — это предпринимательская деятельность, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры. Руководитель ульяновской Корпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов под креативными индустриями подразумевает пересекающиеся со сферой культуры «емкие бизнесы», которые не требуют больших начальных инвестиций — дизайнерские бизнесы, включая штучное производство, современное ремесленничество, бизнесы, «завязанные на креатив» из сферы рекламы, IT, пиара и искусства.
Европейский опыт
Европейский опыт продвижения креативных индустрий систематизирован проектом CREATIVE METROPOLES: Public Policies and Instruments in Support of Creative Industries, который включает в себя одиннадцать европейских городов. В каждом из них креативные индустрии играют важную роль в экономике, хотя единой схемы развития креативных кластеров нет. Так, в Риге пошли по пути грантовой поддержки бизнеса через центры поддержки предпринимательства, Агентство городского Совета Барселоны дополнило гранты активной индивидуальной образовательной программой.
Среди других примеров — проекты Oslo culture network и Creative Amsterdam, к которым в полной мере можно применять понятие «креативный кластер». Цель обоих проектов — объединение представителей частного сектора и культурных институтов, органов власти, создание единой площадки взаимодействия.
Ключевая особенность успешных европейских проектов, подчеркивается в докладе Creative Metropoles, — это наличие подготовленной «почвы», успешными оказываются программы, основанные на ресурсах существующего креативного сообщества, они не формируют среду, а способствуют ее развитию.
Креативная инкубация
На первом Международном культурном форуме в Ульяновске была представлена концепция пилотного проекта — культурного бизнес-инкубатора «Квартал», которая напрямую отсылала именно к европейскому опыту выстраивания инфраструктуры поддержки креативных индустрий. «Квартал» открылся в ноябре 2012 года. Его концепция подразумевает льготную арендную ставку для бизнеса в сфере креативных индустрий и наличие общего пространства для коммуникации.
Как утверждает бывший проектный менеджер фонда «Культурная столица» Денис Костылев, в основе «Квартала» лежала идея, подобная реализованной в таллиннском креативном бизнес-инкубаторе, построенном по программе городского целевого фонда развития предпринимательства (ESA). По задумке эстонцев, он должен был стать своеобразным ядром притяжения креативных индустрий и способствовать созданию успешных творческих бизнесов, однако с момента основания (2009 г.) он породил лишь пять успешных бизнес-проектов. Тем не менее считается успешным, так как способствовал появлению в городе активной творческой среды — той самой подготовленной «почвы», которая считается необходимым условием для создания успешных творческих кластеров.
По мнению резидентов «Квартала», идея общей площадки пока не сработала. Как отмечает лидер общественной организации «Городская среда» Александр Яшин, взаимодействия резидентов пока не получилось, двое из шести первоначальных резидентов уже покинули «Квартал». В то же время Татьяна Ив-шина считает, что идея культурного бизнес-инкубатора себя оправдывает, а проблемы резидентов «Квартала» — «это общие проблемы, малого бизнеса». «Уходят одни, тут же на их место приходят другие, инкубатор полностью заполнен», — отмечает она.
Директор расположенного в «Квартале» магазина подарков «Депо» Мария Чурбанова считает, что как бизнес-инкубатор проект еще не раскрылся. По ее мнению, в качестве креативного пространства «Квартал» жизнеспособен и может «размножить почкованием» небольшие творческие проекты.
«Небольших творческих проектов для создания кластера по европейской методике мало», — утверждает господин Костылев, подчеркивая, что в Ульяновске нет развитой творческой среды, которая могла бы стать «почвой» для креативного кластера как масштабного социокультурного проекта, и «Ульяновск к этому еще не готов».
Следование за лидером
Тем не менее с момента открытия «Квартала» Татьяна Ившина отсчитывает начало активной работы над концепцией креативного кластера в регионе, идея создания которого была подхвачена губернатором области Сергеем Морозовом. В декабре того же года он объявил и о конкретных целях построения кластера. По словам губернатора, благодаря развитию творческих индустрий в регионе должно быть создано дополнительно 60 000 рабочих мест.
Фонд начал проводить исследования потенциала территории для развития креативных индустрий и изучать опыт построения других кластеров. В итоге в качестве рабочей модели была принята концепция следования за лидером, на которой основываются и другие создаваемые в области кластеры. «Для успешного развития креативного кластера необходимо формирование этого лидера, понимание, что является нашей сильной стороной», — говорит госпожа Ившина.
Фактически на роль якоря будущего кластера претендуют два масштабных проекта — региональный кинокластер и музей СССР.
«Музей СССР можно рассматривать в качестве ядра целого креативного кластера, который через десять лет привлечет в наш регион миллионы туристов, еще раньше окупит вложения и будет давать прибыль», — заявляет директор «Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса» Сергей Лаковский. С ним согласна и Татьяна Ившина, отмечающая, что в этом случае «можно оказаться в мощном фарватере, где места хватит всем остальным: и киноиндустрии, ремеслам, и рукоделию, и дизайнерам, и моде».
Вторым возможным лидером может стать киностудия, строительство которой в Ульяновске активно продвигает продюсер Александр Крутов. По его словам, «киностудия станет визитной карточкой города и определенным инструментом для привлечения инвестиций из киноиндустрии, шоу-бизнеса, моды и ритейла, потому что все это неразрывно связано между собой». Сейчас строительство киностудии находится на стадии подготовки разрешительной документации и поиска возможных инвесторов, тем не менее господин Крутов считает, что именно она будет локомотивом развития творческих индустрий в регионе. На вопрос о месте киностудии в создаваемом кластере он заявил: «Оно будет первым, поскольку кроме реализации творческого потенциала это все-таки еще и бизнес. Бизнес для производства конкурентоспособного федерального продукта и продукта для стран ближайшего зарубежья».
Стоит отметить, что проект музея СССР также находится на начальной стадии. В настоящее время ищутся федеральные источники финансирования и дорабатываются детали концепции музея.
Директор приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор не разделяет уверенности в способности обоих этих проектов стать лидерами креативного кластера: «Ставка на кино достаточно утопична, так как киностудия требует больших инвестиций. Музей СССР к креативному кластеру не имеет отношения вообще. Это достойный, но отдельный проект преобразования существующего музея, с бюджетным финансированием. Впоследствии, когда он заработает, вероятно, сможет стимулировать развитие смежных с ним направлений, но пока это совсем другая история», — заявила госпожа Гор.
От романсов до финансов
Оформленной концепции финансирования кластера нет, равно как и российских примеров, на которые можно равняться. Татьяна Ившина подчеркивает, что российский опыт перенять не столь просто — «мы отличаемся тем, что в Москве и Санкт-Петербурге это в основном частные проекты, даже не частно-государственное партнерство».
В этой связи проект-лидер может стать способом аккумулирования ресурсов и центром приложения усилий — утверждает Руслан Гайнетдинов. По его словам, «необходима инвестплощадка, потому что инвестор лучше пойдет на удобренную почву». При этом речь идет не только о частных инвестициях, но и о привлечении бюджетных денег.
Татьяна Ившина надеется привлечь федеральные средства, отмечая, что «творческий бизнес существует в рамках деятельности малого бизнеса, и все программы поддержки малого бизнеса, начатые правительством РФ в последние три года, продолжаются». «Средства выделяются, но они не направлены целевым образом. Наша задача — вписаться в эти условия и эти деньги «притащить» на территорию», — отмечает она. По ее словам, в основу должна лечь европейская модель многоканального финансирования, когда активно используется принцип частно-государственного партнерства с привлечением ресурсов от государства, частного бизнеса, разнообразных фондов и организаций.
Господин Гайнетдинов уверен, что на начальном этапе вкладываться в развитие креативного кластера должно государство: «Если бы там была бы быстрая отдача, там уже был бы бизнес. Если хотите, чтобы из десяти ростков появился хотя бы один, то необходимо почву удобрять».
Гуманитарная капитализация
Тем не менее собеседники сходятся в том, что основной потенциал создаваемого кластера — это люди. «Главный капитал — это голова», — отмечает Руслан Гайнетдинов. Его поддерживает Татьяна Ившина, отмечающая необходимость «удержания в городе творческих людей, в чем и должен помочь проект». По ее словам, исследования фонда показали «две главные проблемы: молодежи необходимы условия для самореализации и доходы, достаточные для нормальных условий жизни».
Впрочем, Анна Гор замечает, что «в основе этой работы должны лежать не столько исследования, сколько конкретные люди с конкретными проектами»: «Актив, творческое коммьюнити — это и есть движущая сила программы».
Мнение госпожи Гор дополняет Денис Костылев. По его словам, «в фонде забыли про главное — про создание питательной творческой среды», «а ее в Ульяновске пока нет, и призванный способствовать ее становлению креативный бизнес-инкубатор «Квартал» результатов тоже пока не дал». Напротив, госпожа Ившина считает, что «пусть недостаточно развитая, но такая среда есть, и теперь задача — помочь в ее дальнейшем развитии».
«Должны быть готовы мозги и готовы вершители», — заявляет Мария Чурбанова, отмечая, что от власти творческим людям надо не так и много — чтобы не было лишних препон и было немного помощи в реализации проектов. «Дело людей — придумать, власти — координировать. Хотелось бы, чтобы в Ульяновской области был этот активный стартовый импульс, сочетающий обе составляющие», — уточняет Анна Гор. Пока же, замечает Александр Яшин, «придумать» и «координировать» исходят из одной точки, а не от креативного сообщества.
Окончательного понимания того, в каком виде будет реализовываться идея креативного кластера, пока нет. Сформировать концепцию планируется лишь к концу текущего года. «В планах на этот год — система консультаций, экспертных обсуждений, круглых столов, конференций, чтобы определить наши сильные стороны, понять, кто мы, сколько нас и какой у нас есть потенциал», — отмечает госпожа Ившина. Ключевым событием должен стать большой экспертный семинар в рамках третьего Культурного форума, который пройдет в Ульяновске в сентябре.
нквд
КРЕАТИВ НА ХЛЕБ НЕ НАМАЖЕШЬ.
Олег Валерьевич
Точно! Швейцарский креатив лучше на хлеб не намазывать, его на вентилятор набрасывают, что бы всем попало!
Жан Миндубаев
А изложить эту пустословную многомудрость по русски нельзя??
НКВД.
МОЖНО.ДЕНЬГИ КОНЧИЛИСЬ И ДУРАКИ ПЕРЕВЕЛИСЬ.
Yt
Лучше добавить позитив (закрепитель), негатив (проявитель) уже есть.
Ага
Наш главный капитал – это люди, сказал сытый людоед.
kob-73
Хотите поднять экономику? Учитесь у Сталина. Можете у Лукашенко.
Но сначала закройте пивные киоски. Хватит саботировать 171 закон.