Отгремел недавний праздник в честь 365-летия нашего города, на котором не единожды вспоминался его основатель Богдан Хитрово.
Вспоминать-то его вспоминали, однако мало кто из горожан знает, сколь значительным он был человеком в Российском государстве XVII века во времена царствования Алексея Михайловича.
Личность эта явно неординарная, масштабная, удивляющая разнообразием талантов: проектировщик, организатор и строитель городов и засечных черт, отважный воин, царедворец, дипломат, интеллектуал, любитель искусств, превративший Оружейную палату в нечто вроде академии художеств, щедрый меценат… Причем почти все, за что брался Богдан Матвеевич, имело успех.
Потомок ордынца Едухана, перешедшего вместе с братом на службу к рязанскому князю Олегу и имевшего прозвище «сильно хитр», Богдан, поданным историков, родился в начале мая 1615 года. Предполагается, что он воспитывался вместе с будущим царем Алексеем Михайловичем, иначе чем объяснить его невероятный карьерный взлет?
В 19 лет Хитрово – «комнатный стольник у крюка». Должность для современного человека загадочная. Выглядело же это так: для особой церемонии Богдан впускал к государю в «престольную» комнату по списку «высшие и служилые чины». Такое доверялось только избранным, особо доверенным людям.
Известно, что молодой Хитрово был прекрасно образован, знал латынь и польский язык.
До строительства Карсунско-Симбирской засечной черты, основания Карсуна и Симбирска он уже имел солидный опыт в этом деле. В должности воеводы Темниковского уезда Богдан Матвеевич руководил возведением Керенской засечной черты, занимался укреплением черты, которая вела к реке Суре.
В 1648 году воеводе было 33 года – прекрасный возраст для свершении. Именно тогда он, за год до этого пожалованный в окольничьи, и заложил «град славный и похвальный» – Симбирск. Интересно, что незадолго до появления на Симбирской горе весной 1648 года Хитрово пировал на свадьбе царя Алексея Михайловича в Москве. Такой чести удостаивались лишь самые близкие и уважаемые люди.
Неудивительно, что и в дальнейшем карьера у этого баловня судьбы и любимца царя складывалась. Он возглавлял приказы – Челобитный, Земский, Ствольный, Новой чети, Большой дворец. Был полномочным послом в Польшу, принимал самое активное участие в походах против Польши (1654-1655) и Швеции (1656), которые увенчались победой русского оружия и способствовали воссоединению Украины и Россией.
За дипломатические и воинские заслуги Хитрово в 1667 году был пожалован в бояре.
Но славу он снискал не только в строительстве городов и черт, не только на поле брани и на коврах дворцовых залов. С 1654 года и до самой своей смерти в 1680 году Богдан Матвеевич руководил Оружейничьим Приказом. При нем расцветают искусства и ремесла. В Оружейную, Золотую и Серебряную палаты привлекаются лучшие мастера.
Между тем, время для культуры было не самое лучшее. В Русской православной церкви произошел раскол. Вводились запреты на иконопись. Но «ни громы Аввакума, ни строгости Никона, ни невольная поддержка патриарха царем, видимо, не смущали Б. Хитрово, и он твердо отстаивал своих художников-иконописцев. И наша иконопись, развитие которой относится именно ко второй половине XVII века, очень и очень многим, если не всецело, обязана именно этому «на все руки мастеру», показавшему себя таким недюжинным покровителем талантов и умелым отыскивателем их, не стесняясь их подчас резким уклонением от греческого письма». Таково авторитетное мнение известного искусствоведа начала XX века В. Трутовского.
Этот автор утверждал, что Хитрово «не стеснялся ни происхождением, ни вероисповеданием, конечно, христианских оттенков, лишь бы человек был талантлив. И вот мы видим при нем и православных, и латынян, и протестантов – поляков, немцев, татар, армян, греков, евреев, шведов и т.п. Это должно было дать иконописной мастерской Оружейного Приказа совершенно своеобразный характер, создать своего рода академию художеств, где, хотя и в ограниченной области, каждый талант находил себе полную свободу работать в указанных направлениях».
У Богдана Матвеевича работали и выдающиеся оружейники, кузнецы, ювелиры, другие мастера. Теперь их произведения выставлены в лучших музеях России. При нем было выпущено немало печатных книг. Это, например, «Большая государственная книга», предназначавшаяся царевичу Федору Алексеевичу.
Хитрово превратил Оружейную палату в настоящий музей, и сам стал одним из первых коллекционеров произведений искусства. А сколько даров из ценных древних книг, икон, колоколов и церковной утвари он подарил храмам и монастырям, – не счесть!
Неординарным было и окружение боярина. Он дружил с основателем Греко-латинской академии Федором Ртищевым. Ученый и поэт Симеон Полоцкий, тоже друживший с Хитрово, от души посвятил ему такие строки:
Богдан Матвеевич,
дедушко мои драгий,
рода нашего сам отче
преблагий.
Ты прибежище людям еси, за то мзда тебе будет на небеси.

Умер основатель нашего города в марте 1680 года. Его похоронили в некрополе Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря среди могил знати и царских родственников.
В завещании Богдан Матвеевич распорядился отпустить на волю своих крепостных. Последовавший царский указ гласил: «Кабальных и полонных людей, которые за ним жили во крестьянстве по судным и в родовых и в выслуженных его поместьях и в вотчинах, а которые крестьянские дети и во двор взяты из поместий и из вотчин его, освободить на волю, и впредь никому то за образец и в пример не ставить».
Изображения Хитрово до нашего времени не дошли. Но есть предположение, что он запечатлен на иконе Живоначальной Троицы работы мастеров Оружейной палаты: маленькая фигурка худого, с длинной седой бородой старика молитвенно обращена к Отцу, Сыну и Святому Духу, которые благосклонно сверху взирают на него…
Ирина Морозова