В Барышском районе затерялась крохотная деревенька Неклюдовка. Сейчас там всего лишь один житель – Николай Гаврилов. Хотя он больше любит, когда его называют просто «МихалычЪ» (именно так – с буквой «ер» на конце). На вид ему лет 45-50. Это худощавый аскетичный человек. Свою отшельническую жизнь он объясняет служением Господу.
СНАЧАЛА ПОСЛУЖИ!
Занесло в это безлюдное место Николая Гаврилова четыре года назад. А до этого пришлось ему повидать всякое.
Родился и вырос в Оренбургской области. В юности мечтал уйти в монастырь и всю жизнь служить Богу. Отчасти надежды его сбылись.
Настоятель местного храма не советовал молодому человеку до армии уходить в святую обитель, чтобы не прерывать праведную жизнь мирскими делами. Гаврилов послушался и прежде пошел служить Родине, которая направила его в Самару и велела стать ротным писарем.
– Был у меня интересный случай, – рассказы вает Николай Михайлович, – наш командир сильно давил на солдат. Это никому, естественно, не нравилось. И однажды я ему смело заявил, что, прежде чем требовать с других, надо себя привести в должный вид. Они ведь пьянствовали! Ну, и получил я за эти слова!
А дальше события развивались, как в сказке. Гаврилов ушел в библиотеку, где у него был свой угол, а командир пришел просить у него прощения. Он понял, что действительно был не прав. После этого они стали хорошими друзьями.
ПОД ПУЛЯМИ
Вернувшись в родные края, наш герой понял, что жить в привычном суетном мире он больше не хочет. Николай отправился в Москву, проехал по столичным церквям и монастырям. Его благословили и отправили на Кавказ, чтобы он встретился с отшельниками. Так он стал странником.
На Кавказе как раз было неспокойно, в самом разгаре был грузино-абхазский конфликт. Количество раз, когда Михалычъ был в полушаге от смерти, не пересчитать. Об этом он вспоминает нехотя и рассказывает с грустью:
– Неоднократно я был приговорен к расстрелу, но всегда обращался к Богу, и Он отводил от меня пули, помогал знакомиться с хорошими людьми и оберегал от неприятностей.
Однажды в Сухуми, на пути в город, его взяли бандиты и, вволю поиздевавшись, решили расстрелять странника.
Когда меня поставили на колени и я знал, что сейчас будут в меня лететь пули, то внезапно почувствовал, что не боюсь. В этот момент я осознал, что достиг мужества, о котором мечтал еще в юношестве. Осознав это, я был готов танцевать от счастья. Моя радость в такую, казалось бы, тяжелую минуту смутила убийц.
То, что рассказывает Николай Михайлович, поначалу кажется выдумкой, ну, или хорошо сочинённой историей. Но ведь правду говорят: судьба иногда придумывает для нас куда более захватывающие истории, чем мы сами можем сочинить.
– Пули свистели у меня над головой, но ни одна из них не ранила меня так сильно, чтобы умереть, – вспоминает свой расстрел Михалычъ.
Бандитам это явно не понравилось, поэтому, откинув ружья в сторону, они решили продолжить пытку. Его били долго.
– «Встать!» – кричат они мне. А как я встану, когда переломаны ребра, явное сотрясение мозга? Я про себя обращаюсь к Богу: «Дай мне сил! Я не могу встать!» И вдруг чувствую прилив сил и понимаю: Он меня услышал! – вспоминает рассказчик.
Затем Николая отвезли в камеру и вновь приговорили к расстрелу. Однако в назначенные шесть утра за ним не пришли.
– Ближе к десяти вывели на допрос и пытки, а потом разрешили причаститься. Странно, но после этой процедуры ко мне зашел их главный и начал просить прощения за содеянное. Он сказал тогда: «Это
нас война такими делает!», – вспоминает Гаврилов.
В скором времени мучители увезли Николая на квартиру к другу, к которому пару дней назад спокойно шёл наш герой.
ОТШЕЛЬНИК
Еще не раз было так, что в Михалыча целились и промахивались. Но чтобы описать все эти случаи, нужно издавать целую книгу – статьи будет мало. Мы же поинтересовались, как же он оказался один во всей деревне? И почему именно в наших краях?
– Настал момент, когда люди стали меняться. Произошло
это в 2000 году. Странников начали бояться и не пускать в свои дома. Тогда я понял: нужно уединиться,
– говорит Гаврилов. Посоветовавшись с другом, он отправился в Неклюдовку, где на тот момент жили только два человека. Вскоре одну из соседок, пожилую женщину, забрал к себе сын, а второй сосед скончался. Так и превратился странник в отшельника. Но даже в заброшенном селе ему не дают пожить мирно.
– Как-то я пустил пожить к себе человека – он работал, я ему платил. Все было славно, пока он чуть было не убил меня, – с неприязнью вспоминает Николай.
А дело было так: шли они от колодца. Гаврилов впереди, а второй – сзади. Внезапно когда-то хороший товарищ нападает на него и ударяет по голове, после чего начинает наносить сильные удары.
– Когда я очнулся, то не чувствовал боли, потому что был в шоке от того, как один человек может быть безжалостен к другому. Придя в себя, понял: надо что-то делать, иначе он убьет меня. Поскольку звать на помощь было некого, я стал в голос просить помощь у Бога. Нападавший напугался и убежал от меня.
По словам собеседника, он до сих пор удивляется, почему человек, которого он приютил, которому дал еду и кров, решился на такой поступок.
ПОСТИЧЬ ГАРМОНИЮ
Разных историй в запасе у нашего героя немало. Но они уже относятся к прошлому. Сейчас все утихомирилось, жизнь его идет своим чередом. Гостей у Гаврилова почти не бывает, а тех, кто заезжает, он радушно поит чаем.
…Живет себе один человек в глухом месте без телевизора, радио, компьютера, разводит огород, ходит за грибами и ягодами в лес, набирает дождевую воду, чтобы мыть посуду… Но главное для него – духовная жизнь. С ней связана его заветная мечта: постичь глубины и достичь гармонии с Богом, с Землей, со Вселенной, со всем мирозданием.
Наталья КОРОЛЕВА