Ночь с 6 по 7 июля (по старому стилю – с 23 июня) – особое время, которое у восточных славян и их соседей связано с известным праздником Ивана Купалы (Ивановым днем). В настоящий момент о каких-то специальных действиях или поверьях, приуроченных к этому дню, в Ульяновской области рассказывают весьма нечасто. Значимое исключение – село Красная Балтия Кузоватовского района. Здесь в упомянутое время до сих пор справляют праздник, правда, имеющий яркий национальный колорит. Речь идет о латышском Лиго, или «Яновом дне».
Маленькая Латвия
Наверное, далеко не все ульяновцы знают о том, что в нашем регионе есть своя «небольшая Латвия» – целое село, в котором когда-то жили представители преимущественно этого народа.
По официальной версии, латыши переселились в Симбирскую губернию в конце XIX века -первоначально на земли Карсунского уезда, а затем в 1880 году основная их часть обосновалась в бывшем Сенгилеевском уезде.
В конце 80-х годов XX века в Ульяновской области их насчитывалось не более 400, причем большинство латышей проживало как раз в Красной Балтии.
– Ох, сынок, сейчас тут коренных осталось всего, наверно, человек двадцать. Кто уехал, а кто уж помер давно! – сетует одна из жительниц села – бабушка Лида Гнутова, кстати, правнучка тех самых коренных «балтийцев», которые эмигрировали сюда в позапрошлом столетии.
Надо сказать, что нынешние «краснобалтийцы» по-разному рассказывают о происхождении своего родного села.
– Это еще при царе какой-то богатый барин продал крестьян-латышей в Инзенский район. А они оттуда бежали и поселились здесь, часть – в нашем селе, а часть – в селе Шемурша. Жили сначала в землянках, а потом уж дома красивые начали строить, – говорит Валентина Долженко. Другой житель Красной Балтии – Владимир Бакке – предлагает свою версию.
– Родители мне рассказывали: дело еще при крепостном праве было. Латышских крестьян один барин то ли в карты проиграл, то ли на собак выменял. Тогда время такое было, – вот с этого Красная Балтия и пошла…
«Лиго-лиго!»
В этом году наша исследовательская группа приехала в Кузоватовскии район во второй половине дня 6 июля, чтобы заснять на видео саму подготовку к празднику. Вообще, по традиции, Лиго празднуется глубоким вечером, а сама кульминация Янова дня приходится на ночное время.
В центре села полным ходом идет подготовка к большому празднику «на современный лад»: неподалеку едва слышно гудит электронасос, надувающий резиновую горку, – на радость местной ребятне; хозяева палаточных «ларьков» раскладывают свои товары; от мангалов с углями пахнет шашлыком; на небольшой сцене репетирует местная фольклорная группа и приезжие артисты.
– Раньше, конечно, лучше праздник был! С теперешним -никакого сравнения. Я тогда был мальчишкой, но все помню хорошо: латыши ходили на большую поляну в местный лес, дело было под вечер. Девчонки – в белых платьях, с венками на голове. Там пели-плясали, хоровод вокруг огня водили. Еще на поляне два пруда были, ну, типа болотцев – вот туда кидали венки, гадали на суженого. Куда поплывет венок – там жених живет, – рассказывает Владимир Бакке.
Его односельчанка Светлана Юрасова вспоминала, в основном, о том времени, когда Лиго проводили уже в селе. На поляне в лесу запретили собираться еще с начала 1980-х годов – после того, как во время праздника приключилась беда: убили человека. По словам местных, случилось это потому, что в Лиго начали принимать участие «чужие» – гости из других сел. Впрочем, все это – дела давно минувших дней. Для многих молодых и среднего возраста краснобалтийцев Янов день сегодня устойчиво ассоциируется именно с центральным пространством села.
– А ведь какой пруд был у нас здесь – загляденье просто! Девчонки после концерта бросали туда венки и пели специальную песню с припевом «Лиго-лиго!». А сейчас не то – не в траву же их бросать! – сетует еще одна жительница Красной Балтии.
Дело в том, что в памятную засуху 2010 года местный пруд почти высох, а затем его вовремя не почистили. Итог печален – вместо чистого пруда посреди села образовалось заросшее болото.
Кстати, Светлана Юрасова, латышка по национальности, по нашей просьбе, спела несколько песен на латышском языке, а также вспомнила еще несколько любопытных деталей про Лиго.
– Раньше утром парни и девчонки обходили сельские дворы и смотрели, у кого как убрано, а затем пели про это песни: у кого чисто-хорошо – тех хвалили-величали, а кто плохо убрался – тех высмеивали, – говорит Юрасова. К сожалению, самих текстов этих песен жители уже не помнят.
Некоторые «краснобалтийцы» вспоминали, что петь могли тем хозяевам, у которых над крыльцом или на стене дома висел венок – чаще всего, сделанный из березовых веток.
Свидетели празднования Лиго в начале 1980-х годов уверяют, что венки были двух типов: веночками из полевых цветов украшались головы девушек и женщин, мужчины же носили «головные уборы» из дубовых листьев.
Тайна папоротника
Еще одно название Лиго – «Зеленый день»: по поверьям, в эту ночь травы и деревья приобретают особую силу. Ищут на Янов день и таинственный цветок папоротника. К примеру, один из сельчан поведал нам такую историю.
– я сам видел, как папоротник цветет, – своими глазами! Он даже не цветет, а светится! Пришлось мне как-то ночью в сторону Лесного Матюнино ехать. Гляжу – какой-то огонь в лесу светится, прям у дороги. Вышел из машины – а это папоротник цветет! Самого цветка-то нет, а свет от него идет какой-то. Говорят, что это к богатству, но пока ничего такого я не приобрел! – улыбается наш собеседник.
Стоит добавить, что на Лиго в настоящее время срубаются не-большие березки – по крайней мере, мы видели их в этом году у входа в местный клуб. Считается, что из этих березок получаются отличные веники для бани – с той самой, «целебной», силой.
А как сейчас празднуют?
Сценарий современного праздничного действа на Лиго достаточно прост: сначала со сцены поздравляют и чествуют наиболее заслуженных жителей села. Затем – концерт с конкурсами и танцами. Под «занавес» зажигают два больших костра из сложенных деревянных балок и два небольших факельных «фонаря». Ну, а напоследок – дискотека.
Конечно, некоторые старые жители вздыхают и сетуют, что с «прежним оно не сравнить»; вспоминают, как в бочках зажигали сосновую «живицу», которая красиво разлеталась в полной темноте, словно маленький фейерверк; говорят о том, что раньше и песен знали больше и так далее. В свою очередь, краснобалтийская молодежь – совсем другого мнения. По их убеждению, Лиго «усовершенствовался», стал интереснее и зрелищнее.
В любом случае – самое главное состоит в том, что праздник этот сохранился и давнишняя традиция до сих пор жива. Лиго действительно объединяет жителей села: на него и сейчас приезжают из самых разныхуголков России. Нам удалось пообщаться с большой семьей, члены которой ежегодно встречаются здесь именно 6 июля, приезжая из Москвы, Самары, Оренбурга. Они вспоминают прежние песни, искренне выражают радость от встречи друг с другом. Это означает, что Лиго, пусть и трансфер^ мировавшись, остается той самой «связующей нитью», которая не дает заглушить память о предках и истории родного села.
Евгений Сафронов