200-летие со дня рождения великого русского писателя Ивана Гончарова вдохнуло новую жизнь в музей его имени в Ульяновске.
30 лет он занимал лишь небольшое помещение на первом этаже, вот 18 июня прошлого года, к Гончаровскому юбилею, город получил в подарок в сущности новый музей с новым названием. Теперь это Историко-мемориальный центр-музеи И.А. Гончарова, аналогов которому в мире нет.
Он занял весь большой трехэтажный дом, в стенах которого родился будущий писатель. После реставрации в комнатах и залах Дома Гончарова разместилась расширенная экспозиция, посвященная жизни и творчеству романиста с богатейшей коллекцией подлинных предметов. О том, как живет сейчас этот музей, наш корреспондент беседует с его заведующей Ириной Смирновой.
– Ирина Вениаминовна, понятно, что хлопот прибавилось. Но все же, что изменилось кардинально?
– Новый музей – это новые возможности. Есть большой конференц-зал, зал для торжественных мероприятий, детский игровой центр, музейная библиотека, музейный дворик – помещения, о которых раньше мы могли только мечтать. И, соответственно, благодаря этому изменились и формы нашей работы. Если раньше, когда мы устраивали вечера, в прежнем маленьком пространстве посетители умещались с трудом, негде было поставить для всех стулья и кому-то приходилось стоять, то сейчас у нас зал на 95 мест. Чего там только ни проходит: и заседания, и конференции, и творческие вечера. Например, здесь в прошлом году открывался Год Германии в России. То есть наш музей теперь работает еще и как общественный коммуникационный центр.
– Не отвлекает ли это сотрудников музея от их основной миссии?
– Конечно, приходится вести переговоры с теми, кто хочет организовать у нас мероприятие. Время на это уходит достаточно, но наши новые помещения не должны пустовать, они изначально предназначались для общественных целей.
– Вернемся к музейной работе. Что нового в ней появилось?
– Если раньше, когда было три-четыре сотрудника, мы занимались всем сразу, то теперь, когда музей разросся и число сотрудников выросло до восьми, стала возможной специализация. Создано два отдела – научно-просветительской работы и научно-экспозиционной работы. Думаем, что нужен еще один отдел, который бы занимался режиссурой и проведением массовых мероприятий, поскольку у нас теперь есть замечательный дворик со сценой, и там уже проводятся наши праздники. И не только наши. В День молодежи, например, дворик был задействован с утра до вечера. Поэтому специалист по массовым мероприятиям музею бы очень пригодился.
– Литературный музей прежде всего обращен к детям, к школьникам. Как сейчас выстраиваются эти отношения?
– Этим как раз занимается научно-просветительский отдел.Его руководитель Маргарита Жданова вместе со своими сотрудниками создает интерактивные музейные программы. Дети в них становятся активными участниками процесса занятий, а не просто слушают лекцию. Дошкольникам материал о творчестве Гончарова еще не совсем доступен. Но у нас есть, к счастью, мемориальная часть музея с бытовой экспозицией. Это кабинет отца писателя, кабинет крестного, комната матери, детская. Можно говорить, отталкиваясь от биографии Гончарова, о купеческой семье, вообще, о семье, о родословной и многом другом. Разработан цикл занятий, связанных с путешествием на фрегате «Паллада». Здесь большое поле для познаний о различных суднах, парусах, странах, традициях разных народов. Например, о культуре чаепития в Японии и России. Или у нас есть музей одного экспоната «История симбирских городских часов». Дети с удовольствием рассматривают старинный механизм башенных часов. Мы рассказываем о всевозможных часах, начиная с солнечных, о времени вообще. А старшие школьники, в основном, приходят, когда изучают роман «Обломов». Разработан абонемент, по которому музей можно посещать не один раз в году, а три-четыре. Зимой мы провели два методических занятия для воспитателей детских садов и учителей школ. Рассказывали о наших программах, и летом эффект проявился. К нам весь июнь приводили детей из школьных лагерей.
– Насколько увеличилась посещаемость музея?
– Сейчас в день приходит столь-ко, сколько в старом музее приходило в неделю. В месяц получается около трех тысяч человек.
– Кто посетители?
– И ульяновцы, и гости города, в том числе зарубежные. Из России самые дальние посетители были из Петропавловска-Камчатского, Владивостока. Много москвичей. Ближнее зарубежье представлено Белоруссией, Украиной. Иностранцы – из Хорватии, Венесуэлы, Китая, Германии и других стран. Часто мы не можем даже прочитать, что они пишут нам в Книгу отзывов, особенно если – иероглифами.
– А что пишут?
– Отзывы очень хорошие. Некоторые нам особенно дороги. Например, молодой человек пишет, что просто «завис» в нашем музее, был здесь несколько часов. Он восхищается тем, что в нашем музее удачно сочетается XIX век и современные способы подачи материала. Действительно, у нас в экспозицию деликатно вписаны информационные «киоски». Ими интересно пользоваться, можно узнать, например, как писался роман «Обломов», и почувствовать себя его автором. Или – перелистать записные книжки Гончарова последних лет его жизни. Они хранятся в семье Резвецовых -потомков любимой воспитанницы Гончарова. Потомки разрешили нам их сфотографировать, и мы ввели информацию в «киоск». Можно узнать, какие расходы были у писателя, что подавалось к его столу, как он заботился о своих воспитанниках. Вообще, технические средства, оказывается, играют большую роль, они очень нравятся посетителям. Например, в экспозиции в уголке каюты, в которой путешествовал Гончаров на фрегате «Паллада», есть иллюминатор. Если в него посмотреть, то можно увидеть имитацию плещущейся волны, услышать шум моря. Это завораживает посетителей. Останавливаются, смотрят, восхищаются. И уже потом мы рассказываем, что главный экспонат тут – акварель, которую Гончаров привез из своего путешествия. Или в зале, посвященном роману «Обломов», сначала звучит ария «Каста Дива» из оперы «Норма» Беллини. И начинается рассказ о любви писателя к Елизавете Толстой, о том, что ария стала лейтмотивом гончаровского романа, ее исполняет Ольга Ильинская, прототипом которой стала Толстая. Музыка создает лирическое настроение, и когда я веду экскурсию, то стараюсь говорить медленнее, чтобы люди могли проникнуться и мелодией, и коллизиями любовного романа.
– Музей невозможен без выставочной деятельности…
– В этом году мы провели уже пять выставок. Сейчас, например, работает выставка, посвященная памяти фрегата «Паллада». Она приурочена к 155-летию выхода в свет книги очерков Гончарова «Фрегат «Паллада». Мы не дублируем экспозицию. На выставке представлены материалы о новом учебном парусном судне «Паллада», 1989 года постройки, который совершает рейды из Владивостока. Также мы рассказываем здесь об ульяновском НП «Гончаровский меридиан», который существует более десяти лет. Мечта его создателей – повторить маршрут фрегата «Паллада», на котором путешествовал Иван Гончаров. Заведующая научно-экспозиционным отделом Елена Клевогина и ее сотрудники придумали к выставке много интерактивных занятий. Дети могут что-то смастерить, сделать рисунок и так далее. На открытии выставки оторвать их от этих занятий было невозможно. Особенно нравилось всем фотографироваться в настоящей морской форме с бескозыркой…
– При такой загрузке остается ли время на научную работу?
– Наша молодая сотрудница Ирина Маршалова вышла в этом году на защиту кандидатской диссертации. Хотя ее тема – поэзия Андрея Белого, над которой она начала работать еще в вузе, мы надеемся, что в дальнейшем она будет заниматься и Гончаровым. Ирина участвовала в нескольких конференциях, ее работы публикуются, и, в частности, – в материалах V Международной Гончаровской конференции, которая проходила в нашем музее в прошлом году. В прошлом же году она отправилась в Елабугу на Цветаевскую конференцию. В этом году побывала на Некрасовской конференции в Карабихе, куда мы отправили выставку о Гончарове. Ирина достойно представила там музей: выступала на конференции, провела первую экскурсию по нашей выставке. Она талантливый целеустремленный человек, и мы на нее возлагаем надежды, хотя, конечно, и сами не собираемся оставлять научную работу.
– Интересно, прониклись ли четверо молодых сотрудников такой же любовью к Гончарову, как вы, многолетние сотрудники, настоящие берегини музея?
– Нам бы этого очень хотелось. Передаем молодой смене, а это три филолога и один специалист по музейному делу, свой опыт. Музей их уже затягивает. Девушки все энергичные, инициативные, творческие. Они очень дружны между собой. Это важно для того, чтобы не было конфликтов. Коллектив, как мне кажется, уже сложился.
– А что дальше? Есть перспективы, или – справиться бы с тем, что есть?
– Мы еще сами до конца не понимаем всех своих новых возможностей. Нам надо свой музей узнавать и узнавать. Могу отметить, что сейчас мы начали обрастать друзьями. Давно дружили с Центральной городской библиотекой имени И.А. Гончарова, а теперь установилось еще более тесное сотрудничество. Завязались связи с Центром детского технического творчества в Засвияжье, с Лингвистическим лицеем, где поставили спектакль по мотивам книги «Фрегат «Паллада» и показывали его в музее. Это то, чем мы раньше не занимались, а теперь будем точно заниматься. Это просто необходимо для развития музея.
Беседовала Ирина Морозова