Начавшаяся в январе экспедиция «Ice and Sand» («Лед и Песок») должна была уже давно закончиться триумфальным возвращением из Антарктики, которую двое ульяновцев должны были посетить, проехав до того всю Африку. Увы, от названия впору оставлять только песок на дворе середина лета, а джип российских путешественников только-только пересек границу Камеруна. Мы решили поподробнее узнать о их приключениях.

Путешественники – это московский журналист родом из Ульяновска Даниил Николаев и его отец Андрей. Планы были грандиозными – 22000 километров от Ульяновска до Кейптауна нужно было преодолеть за месяц, чтобы к середине февраля оказаться в Кейптаунском порту, откуда на пароме Даниила вместе с напарником и автомобилем доставят на лед Антарктиды – так мы писали 17 января в статье «22000 километров по песку и льду». Увы, дорога диктует свои условия, особенно африканская. Вместо февраля Кейптаун будет ждать путешественников лишь, вероятно, в августе. Сейчас ульяновцы находятся в Камеруне.

Отсчет экспедиции пошел с 31 декабря, хотя на деле путешественники выехали из Ульяновска 18 января. В начале февраля джип оказался в Западной Европе – проехали Польшу, Чехию, Францию, 8 февраля были уже в испанской Альмерии.

Из дневника, начало февраля: «Забыл вчера перед выездом проставить на навигаторе промежуточные пункты, вследствие чего чуть в Берлин не уехали.

Повел нас навигатор по платному широченному автобану, с которого и не свернешь-то толком! Едешь и едешь… Останавливаешься только проезд оплатить каждые 50-100 км.

Когда поняли, что дело керосином пахнет, свернули, но путь получился все равно на 100 км больше, чем закладывали!».

Африка: начало
Европа была преодолена с задержкой, но достаточно быстро: 9 февраля путешественники уже оказались на пароме, который шел из Испании в Марокко.

Первые проблемы начались уже на марокканской таможне в городе Танжер. Таможенники распотрошили весь багажник – там было на что посмотреть: бронежилеты, например, которые вызвали определенные подозрения.

На все вопросы и ответы ушло четыре часа, после которых все-таки удалось двинуться дальше.

Тут пришло время удивляться. Даниил прогулялся с проводником по «марокканским фавелам» в Касабланке, путешественники увидели, что в пустыне дорога лучше, чем в России, а еще и встретили земляка по имени Абделхамид Калкоули Оуаззани – он долгое время жил в России: в Димитровграде, Самаре, бывал не раз в Ульяновске. С русскими в Африке история отдельная – почти в каждой стране встречались соотечественники, какие-то – порядочные, а какие-то не очень.

В Марокко начались проблемы с визами, из-за которых экспедиция растянулась на очень долгий срок. 24 февраля ульяновцы были еще в Марокко без возможности продвинуться дальше, в Мавританию. Стало ясно, почему еще ни один россиянин не проехал всю Африку с севера на юг – волокита с документами преследует на всем пути, и большая удача, что у путешественников пока хватает денег. В битве за визу Даниил Николаев отправился в российское консульство – и снова удивление: консулом в Рабате работает уроженец нашей Старой Майны.

Из дневника, середина февраля: «После Европы определенно начинаешь понимать, куда попал. Танжер – город грязный, на улицах странные типажи, да еще и ночь на дворе была. Первая мысль была тут же продолжить путь и поехать дальше, но таможня забрала все силы».

Русских становится больше
Мавританию путешественники преодолели быстро, но вот впечатления от этой страны получили неважные – дорог нет, по сторонам кладбища автомобилей, жизнь у людей гораздо сложнее. Лишнее тому подтверждение – в Мавритании официально 20 процентов населения живет в рабстве. Дорога проходит через Сахару по 43-градусной жаре.

В Сенегале вновь произошло несколько встреч с россиянами. Один из них – парень, с которым Даниил познакомился еще в 19 лет в Ульяновске и с тех пор не видел.

Мир оказался еще более тесным, чем представлялся ранее. Там же к экспедиции присоединились еще двое – москвич, живущий уже пять лет в Норвегии, и голландец оттуда же. Долго они находиться вместе с ульяновцами не смогли – и машина была слабее, и снаряжения не хватало. В итоге в Гвинее пути двух экипажей разошлись.

Из дневника, 16 марта: «Встретили сегодня в Дакаре русских-украинских-белорусских летчиков, а точнее – вертолетчиков. Они поведали, что вся боевая воздушная эскадрилья Сенегала состоит из двух вертолетов!».

Сенегал оказался страной красивой и дружелюбной. Вообще контраст между разными государствами, судя по дневнику путешественников, потрясающий. После Сенегала Гвинея встретила их деревушкой, в которой нет ни электричества, ни водопровода, ближайшая больница – в 25 километрах, а за водой нужно идти семь километров. Еще страшнее было в городе Мали – там одна сплошная грязь, бездорожье, враждебно настроенная молодежь и всеобщая нелюбовь к белым людям. Тем радостнее потом было въехать в Сьерра-Леоне, в город Фритаун, который оказался на удивление шумным, людным и, самое главное, цивилизованным.

Теперь только на юг
В Сьерра-Леоне путешественники застряли надолго. Фритаун стал для них домом, где они находились с 1 апреля до 10 июня – долгих 80 дней. Слишком долго пришлось делать визы. Разумеется, корабль, который должен был их взять в Антарктику, уже давно ушел, а на самом холодном континенте началась зима, во время которой туда лучше не соваться.

Съездили в провинцию Бо, где добывают алмазы, ловили крокодилов, познакомились с очередными соотечественниками. Даниил одного человека спас, а другого – не успел, француз умер на пляже буквально у него на руках, захлебнувшись в воде.

10 июня двинулись дальше – через Либерию в Кот-д’Ивуар. Самое яркое впечатление от этой страны – подхваченная Андреем Николаевым малярия. К счастью, болезнь удалось преодолеть, и малярия ушла, чтобы потом в более легкой форме проявиться у Даниила.

После Кот-д’Ивуара путешественники отправились в Гану, эта страна понравилась им едва ли не больше всех в Африке. Того и Бенин пролетели практически незаметно, да и в Нигерии журналисты задержались только на четыре дня, за которые успели и города посмотреть, и по джунглям проехать. Впереди еще около десяти стран, во многие из которых, к счастью, визы уже готовы.

Из дневника, 7 июня: «Сегодня почти у нас на глазах кобра атаковала женщину – плюнула ей ядом в лицо! Хорошо, что в лоб попала.

Плюющиеся кобры вообще опасны. И плюют-то ведь так метко в глаза, с трехпяти метров. Сегодня маленькая была, яда у нее немного было, а взрослые особи длиной два-три метра плюют на пятьсемь метров такой струей яда, что не увернешься! Из-за наступления зимы сезона дождей – много тварей всяких повыползало».

Конечно, все сроки уже давным-давно пройдены, но вряд ли эту экспедицию можно назвать провальной. Ульяновцы преодолели две трети стран, но впереди, наверное, самые сложные с точки зрения безопасности – свой дальнейший путь журналисты назвали «африканской Чечней»: Экваториальная Гвинея, Габон, Конго… Проезжать эти страны, говорят, лучше с охраной. В таких условиях попасть в Антарктику было бы просто сказкой, учитывая, какой путь предстояло проделать путешественникам. Впрочем, материала, набранного в Африке, хватит на множество материалов – и для «National Geographic», и для других каналов и изданий, под эгидой которых Николаевы поехали в путь.

Сергей Гурьянов