Прочел с понятной любому человеку горечью: засуха свела к нулю работу тысяч людей, которые пахали, сеяли, ждали урожая… Не получилось. Природа опять взяла верх над самоуверенностью человека.
Ну — так было, так есть, так будет. Как говаривал старый пастух в деревне Тургеневка: «Природа старше науки…» Я – не о том.
Мне вспоминается иное. Конкретнее: эпоха Колбина. Я всегда уважал в этом руководителе его сметливость, способность увидеть проблему масштабно-и так далее. Другое дело, что он (в силу полной зависимости от ЦК КПСС) и в видах собственного карьерного роста испортил жизнь сотням ни в чем неповинных людей. В том числе – и мне пытался. Но…
У Геннадия Васильевича среди прочих идей (он тоже фонтанировал) была одна весьма здравая. Она имела имя: поливное земледелие. Именно он обогатил Ульяновскую область десятками мощных прудов, которые могли помочь земледельцу противостоять засухе.
Арбугинские поля близ Криуш. Чернозем здесь – чуть не до метра. По приказу (а как еще назвать?) регионального генсека на берегу Криушинского залива была построена мощная насосная станция. Метрового диаметра трубы поднимали волжскую воду вверх, на распределительную систему. Были проложены трубы, закуплены поливалки… Земля (с древних времен кормившая народ) была обеспечена поливом в любую засуху…
Но затем Колбин умчался воспитывать казахов. Это не получилось, было много трупов и массовые волнения. На карьеру вождя это не повлияло, он отбыл в Москву..
А мощные оросительные системы? Ну да – вы правильно догадались: их постепенно извел, растащил, оприходовал наш трудолюбивый и сметливый народ…
Таких загубленных проектов по области- десятки. Меня интересует вопрос: кто-нибудь в сегодняшнем Минсельхозе думает о поливном земледелии?
Или там надеются, что «Дни поля» и «Праздники орала» позволят противостоять за-су-хе? Столь традиционной – увы! – для Поволжья? В Минсельхозе есть на сей счет стратегия? Или ЗАСУХА опять придет внезапно?
Хотелось бы услышать вразумительный ответ. На что, конечно, не надеюсь…