…Материалы, опубликованные мной в 2012 году, совершенно неожиданно сделали меня телефонным собеседником народной артистки РСФСР Л.В. Шутовой.
И вот я у нее в гостях. Москва, Кутузовский проспект, дом 24. Огромнейшее здание почти в половину целого квартала с множеством арок. На первом этаже библиотека имени нашего земляка Алексея Толстого. Вот здесь в подъезде № 6 живет героиня моего очерка. Несмотря на непреклонный возраст, бывшая саратовская актриса выглядит безупречно, стройна, улыбчива, моложава. Свободная прическа и маникюр подчеркивают врожденную интеллигентность, а иконостас фотографий ролей актрисы на стене заставляют ее постоянно быть в плену юности. И как подтверждение этому я получаю в подарок фотографии из саратовских спектаклей «Барабаншица» по пьесе Григория Салынского, «Совесть» саратовского драматурга Юлия Чепурина и афишу этого спектакля с автографом автора: «Многоуважаемой Л.В. Шутовой от драматурга, влюбленного в образ, созданный ею в этой пьесе. Саратов. 3.06.51 г.» Мы оба немного взволнованы встречей с юностью: я от юношеской театральной мечты, Шутова – от встречи с благодарным зрителем.
И еще одного саратовского драматурга напомнила мне памятливая народная артистка. «Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР «Саратовский государственный драматический театр им. К. Маркса. В.А. Смирнов-Ульяновский «Великий демократ» пьеса в 4-х действиях. Постановка народного артиста АзССР А.Л. Грипича. Режиссер А.Г. Василевский. Саратов. 1949 год.» В роли Михаэлис – Л. Шутова. И фотография актрисы в этом образе. Молоденькая девушка в шляпке и с белым фигурным воротничком. И получилось вроде эстафеты – от одного саратовского драматурга к другому: от Чепурина к Смирнову-Ульяновскому.
Конец 50-х годов прошлого века… С внутренним трепетом я иду по улице Радищева на встречу со старейшим саратовским литератором, чтобы показать свой опус начинающего поэта. Огибаю здание сельскохозяйственного института и вхожу в арку дома № 3 по улице Площадь Революции (ныне Театральная площадь). Здесь во дворе стоит дом, на втором этаже которого живет мой визави – член Союза писателей СССР В.А. Смирнов-Ульяновский, мужчина почтенного возраста в очках с круглой роговой оправой, внимательно смотрящий на зеленого юнца, т.е. меня. Валентин Александрович – волжанин, родился на берегу Волги в уездном городке Сенгилей Симбирской губернии в 1897 году, в семье фельдшера.
Родина будущего драматурга место замечательное и примечательное. Здесь в детстве жил писатель В.А. Соллогуб, родился Д.В. Григорович, находилось имение братьев Тургеневых, сюда был сослан вице-президент Академии Художеств А.Ф. Лабзин, преподнесший императрице Екатерине II «Торжественную песнь по прибытию в Москву». Екатерина II станет героиней одной из пьес В.А. Смирнова-Ульяновского. Сенгилей основан в 1666 на месте татарского селения Сенгили Симбирским воеводой князем И.Н. Дашковым.
Вот как описывает В.А. Соллогуб это замечательное место: «В 1822 году мы ездили в Симбирскую губернию, где на имя матери было куплено значительное имение в 26000 десятин, село Никольское с деревнями… Вправо имение Бориса Петровича Тургенева. Влево тесно примыкали друг к другу две деревеньки Колмогор Татарский и Колмогор Русский – выселок села Никольского. Несколько избенок торчали криво и косо… На большой сельской площади прекрасная каменная церковь… Дом в Никольском огромный и построенный на века – из кирпича и железа. Главный фасад, обращенный к красивой реке Черемшану. Русло Черемшана песчаное напоминающее африканскую Сахару. Песок вздымался и носился по воздуху тучами. В Никольском свой театр, своя музыка». Домашний доктор Соллогубов Кельц вместе с отцом будущего писателя в бывшей конторе устроили больницу. Больница была разделена на две половины: мужскую и женскую, а посредине – аптека.

Возможно, позже она стала земской больницей, в которой работал фельдшером отец Смирнова-Ульяновского. Старший Соллогуб устраивал в имении домашние спектакли и праздники для крестьян с угощением и полковой музыкой. Управляющим соллогубским имением был Василий Ильич Григорович, отец будущего писателя. Дмитрий Васильевич родился в Сенгилее в этом же 1822 году, который описывает граф Соллогуб. Автор «Гуттаперчевого мальчика» служил в Дирекции императорских театров и ненавидел Н.Г. Чернышевского, о котором Смирнов-Ульяновский написал пьесу «Великий демократ». Проезжал эти замечательные места А.С. Пушкин в 1833 году. Проездом из села Языково Симбирской губернии в Оренбург осенью, где он собирал материал о Пугачеве. По горному правому берегу Волги – «главной дорогой на Сенгилей, через села Кременки и Тушну». «Горы-лошади не везут – около меня человек двадцать мужиков. Черт знает, как бог помог – наконец взъехали мы…» – писал поэт в своей записной книжке. А уже через неделю Пушкин писал из Оренбурга, что он отправляется в деревню «через Саратов и Пензу». Во время этой поездки поэт делает карандашные зарисовки уголков Симбирска: «Смоленские горы, церкви на них, дома Карамзина, амбаров на берегу…» Вот в такой чудесной местности прошло детство будущего драматурга В.А. Смирнова-Симбирского-Ульяновского.

К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина Саратовское областное издательство опубликовало сборник статей и материалов, связанных с жизнью и творчеством великого русского поэта. В сборнике был помещен большой исследовательский материал В. Смирнова-Ульяновского «Пушкин и декабристы». Кстати, сестра матери В.А. Соллогуба, чье имение находилось в Сенгилее, была замужем за декабристом Ивашовым. В статье «Пушкин и декабристы» Смирнов-Ульяновский увековечивал поэта: «…И в этой счастливой радостной жизни всегда будет памятен, и глубоко почитаем создатель русского литературного языка, родоначальника художественной литературы, смелый борец с самодержавием, пламенный певец революционеров-декабристов – великий Пушкин!». После смерти отца семья, в которой было четверо детей переезжает в Симбирск.
И вновь из воспоминаний Соллогуба: «… переправились через Суру, знаменитую стерлядями, и по гладкой мягкой дороге скоро прибыли в приволжский губернский город… Трудно вообразить себе что-нибудь грустнее и однообразнее его прямых, широких, песчаных улиц, окаймленных низенькими деревянными домиками с дощатыми тротуарами. Город замыкается искривленною площадью, где уже показываются здания кирпичные. Эта местность называется «Венец». Под «Венцом» обрывается огромный земляной утес, упирающийся прямо в Волгу. Тут открывается панорама восхитительная. И вправо и влево широко волнуется река-богатырь. За рекой расстилается вширь и даль степь беспредельная, сливающаяся с небосклоном…». А вот как живописует Волгу Смирнов-Ульяновский в повести «Зарево над Волгой»: «Удивительно красива волжская ширь, согретая летним солнцем, особенно в полдень, когда золотистые лучи, утопая в воде, словно ищут что-то в лазурной ее глубине. А вокруг прибрежный лес задумчиво смотрит, не насмотрится в зеркальную гладь реки…». В Симбирске Валя Смирнов окончил церковно-приходскую школу и поступил в ремесленное училище. Это училище носило имя графа Орлова-Давыдова, бывшего Симбирского губернатора, и учились в нем 6 лет. Два года ученики получали общее образование и 4 – специальное. Учебных мастерских было шесть: токарная по дереву, токарная по металлу, столярная, кузнечная, слесарная и паяльная.

Так новоиспеченный слесарь оказался рабочим Оренбургского депо. Оренбург в начале ХХ века был крупным железнодорожным узлом, связывающим центральную Россию с Сибирью, Казахстаном и Средней Азией. Оренбург и Челябинск стали превращаться в крупные торгово-промышленные центры. Одно из ведущих промышленных предприятий было депо Ташкентской железной дороги, на котором работал юный слесарь Валентин. Рабочий день длился 10-12 часов, заработная плата была низкой – 10-14 рублей в месяц. За одну и ту же работу женщины и подростки получали гораздо меньше, чем мужчины. Трудились рабочие в тесных, задымленных и грязных помещениях. Жили в глинобитных домах и землянках. В Оренбурге Валентин Смирнов впервые узнал, что такое пролетарий и революционное рабочее движение. Позже в «Зареве над Волгой» Смирнов-Ульяновский описывал волнения рабочих Саратова: «Видя разъяренную толпу рабочих, свирепо озираясь и сжимая кулаки, полицейский поспешил уйти. Присоединяйтесь к рабочим бастующих заводов! Все на демонстрацию! – призвала Анна Ильинична. Толпа хлынула на улицу. Рабочие дружно запели:
Вихри враждебные веют над нами
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут…»
Какая судьба ждала юношу? Росло профессиональное мастерство молодого рабочего. Так Валентин оказался помощником механика судостроительного завода «Спасский затон» пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Основателем этого завода был главный инженер-механик швед Альфред Йенсен, по проекту которого в 1870 году был построен пароход «Александр II». Йенсен издал книгу «Славия. Культура от Волги до Дуная». Автор изображал русских как людей с лицами широкими, светлыми, открытыми, «в характере – добродушие, спокойствие, преданность, терпение и любовь к шутке; сила в страстях, неудержимость в добре и зле». Именно из-за оценки Йенсена не получили Нобелевскую премию русские писатели Лев Толстой, Дмитрий Мережковский, Максим Горький. Валентин Смирнов был свидетелем пышных торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, которые организовал в Симбирске князь А.А. Ширинский-Шихматов перед отъездом в Саратов в должность губернатора. Уже в юношеские годы рабочий Смирнов мечтал о литературной работе. И в 20 лет появилось в нижегородской газете «Бурлак» его первое стихотворение «Призыв». Возможно, молодой поэт был среди революционной молодежи Симбирска, которая в феврале 1917 года под пение «Марсельезы» свалила с пьедестала бюст Столыпина, и, зацепив его веревками, волочила по улицам города. Возможно, в октябрьские дни, когда жители Симбирска узнали о восстании в Петрограде, под руководством их земляка Ульянова (Ленина), Валентин Смирнов приходил в «Дом Свободы» (бывший дом губернатора), где собиралась молодежь. В Симбирске был создан Союз социалистической молодежи «III Интернационал», в уставе которого первым пунктом было записано: «Симбирский Союз молодежи есть идейная ассоциация молодежи, основанная на началах всеобщей справедливости, свободы, равенства и братства».

И вот молодой рабочий-механик покидает родной Симбирск. Но чтобы запечатлеть имя города навечно добавляет к своей фамилии прилагательное. Теперь он – Смирнов-Симбирский. Он едет в старинный город Симбирской губернии Алатырь. Прощай Волга! Стоя на высоком берегу, он вспоминал слова Владимира Александровича Соллогуба, вычитанные в одной из его книг: «Время стояло весеннее. Река была в разливе. Стояли обозы с бочками и кулями. Обозчики кричали и бранились. Бабы торговки пискливо предлагали свой товар. В колорите мелькали татары в белых поярковых шляпах, мордвины и чуваши в длинных холщовых рубахах, расшитые гарусами, взъерошенные цыганки с плаксивыми обиженными лицами… Волга трудится, Волга работает, Волга кормит. Меня обуяло какое-то особенное неведомое мне вдохновение свежести, раздолья, жизни.. Грянул с гиканьем хор гребцов… Я понял, что я сам принадлежу к этой песне, этой Волге, этому быту, этой красоте». Чувство сопричастности к любимой реке обуяло и будущего литератора. Позже, уже в Саратове, эхом отзовутся написанные им строчки о Волге в исторической повести «Зарево над Волгой»: «С ранней весны до поздней осени множество пассажирских и товарных пароходов, буксиров и барж, катеров и лодок движутся вверх и вниз по раздольным речным просторам, окаймленным зелеными берегами… Испокон веков величаво и плавно несет свои могучи воды к морю Каспию прославленная в песнях, сказаниях и легендах Волга-матушка. Так с незапамятных времен любовно и ласково называет ее трудовой народ…». Вот картины нашей Волги XIX и ХХ веков. А какова она в XXI веке? Кто опишет ее? С высокого берега Волги на высокий берег Суры в месте впадения в нее реки Алатырь, где в 1552 году царь Иван Васильевич «приказал тут же при себе построить город рубленный, и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки – Алатырём». Город стал форпостом на границе Московского государства. По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были высечены письмена с законами Сварога. Алатырь-алтарь, камень жертвенник Всевышнему.

1919 год. Знаки огненные, которые начертал на камне славянский бог Сварог, оказались реальными для города Алатыря. Город в огненном кольце – идет гражданская война. Революция, как весенний паводок, взломала, взбаламутила спокойное течение российской жизни. В этом омуте оказался механик механического завода Смирнов-Симбирский в жертвенном городе Алатыре. Митинги, организованные большевиками, пестрели лозунгами: «Все на защиту Волги! Задача рабочих – не дать Колчаку перерезать Волгу…». В Алатырь прибыл агитационный поезд «Октябрьская революция», разукрашенный плакатами, оборудованный книжным магазином, кинематографом. Издавалась газета «РОСТА». 1 мая на митинге выступал председатель ВЦИК М.И. Калинин. Присутствовало более 10 тысяч алатырцев. В городе организуются ячейки РКСМ и Смирнов-Симбирский становится комсомольцем или как говорили тогда «комсой». «Комса» собирает подарки для красноармейцев Алатырского конного полка, расквартированного на станции Ртищево, хлебные подарки для голодающих пролетариев Петрограда. Вот хроника жизни Алатыря того времени. 20 июля 1919 года. Собрание в Алатырском народном театре с повесткой : организация членами работников искусств сбора пожертвований в пользу голодающих. Постановление Симбирского Губисполкома «Об учете музыкальных инструментов», которые отныне не считаются домашней утварью и подлежат регистрации. В октябре 1919 года прошла рабочая конференция. Ее резолюция: «Смерть всем гадам, ползающим у ног всемирного капитала! Да здравствует красный террор!».

И в то же время в Алатырском электротеатре «Культура» демонстрируются фильмы, в Народном театре идет опера Верди «Аида» с известными актерами Южиным, Корсаковой, Рудницкой, Ждановым. Дирижировал оркестром Львов. В Алатыре создается институт Природоведения, во главе которого становятся известные профессора. Орнитолог С.А. Бутурлин – почетный член Западно-Европейских и Американских обществ, золотой медалист Общества любителей естествознания и Русского Географического общества (ныне Президент В.В. Путин является председателем попечительского совета РГО.15 января 1913 года он открыл штаб-квартиру РГО в Москве на Новой площади, дом 10.) На основе орнитологических коллекций, книг и архива Бутурлина создается музей Среднего Поволжья. В Алатырь эвакуируется ряд заводов. На базе одного из них – Петроградского Трубчатого создается ячейка РКСМ, во главе которой становится Смирнов-Симбирский. Симбирская губернская конференция избирает молодого секретаря-рабочего делегатом III съезда РКСМ. И вот октябрь 1920 года. Москва. Делегат от Симбирской губернии идет мимо памятника А.С. Пушкину скульптора Опекушина на Малую Дмитровку в дом бывшего Купеческого клуба, бывшего клуба анархистов, теперешнего коммунистического университета имени Я.М. Свердлова (ныне в этом доме № 6 размещается театр Ленком) и оказался в большом зале среди 602 делегатов съезда.

Мы знаем выступление Ленина (Ульянова) на этом съезде по известной картине Народного Художника Бориса Иогансона и еще нескольких художников. (По версии художника А. Смирнова Иогансон в 20-м году был офицером армии Колчака и писал портрет Верховного правителя Сибири). А Валентин Александрович вдохновенно вспоминал живого вождя: «фигуру Ильича, его жесты, интонации, с которыми он произносил свою пламенную речь». «А какими бурными аплодисментами встречали его появление на трибуне комсомольцы! Нет, такое никогда не забывается» – повторял на встречах с молодежью Саратова заместитель председателя областного совета ветеранов при Саратовском ОК ВЛКСМ. В своей речи на 3-м съезде В.И. Ленин подчеркивал, что только со знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только перерабатывая ее, можно строить пролетарскую культуру. Вдохновленный пламенной речью Ильича, рабочий поэт Смирнов-Симбирский начал писать поэмы и пьесы. Поэма «Атаман», пьесы «Накануне» о революции 1905 года, «В борьбе» о революционной деятельности рабочего класса. Стал печататься в журналах «Почтовый муравейник», «Факел». А в 1925 году издательство Иваново-Вознесенского товарищества «Основа» выпустило первую советскую антологию «Современные рабоче-крестьянские поэты в образах и автобиографиях с портретами». В книге форматом 18х22,5 см., 264 страницы с красочным орнаментом на обложке собрано 64 автобиографии известных поэтов и писателей серебряного века. Составитель П.Я. Заволокин (1878-1941) «Здесь были напечатаны четыре моих стихотворения» – вспоминал Валентин Александрович. В этом же сборнике помещены автобиографии и стихи Николая Клюева и Сергея Есенина. Любопытна прижизненная автобиография Есенина на двух листах: «В России, когда там не было бумаги, я печатал стихи свои на стенах Страстного монастыря… Самые лучшие поклонники нашей поэзии – проститутки и бандиты…». Вот среди таких гениев оказался редактор Алатырской «Трудовой газеты». А пришел Смирнов-Симбирский в эту газету еще в 1923 году. 27 июня 1923 года.

Решением оргбюро укома РКП(б) Алатырской организации руководство «Трудовой газеты» передано редакционной коллегии в составе: зав. агитпропа А.С. Сашенкова, В.И. Ильина, В.А. Смирнова-Симбирского. Тираж газеты был от 1500 до 3500 экземпляров, в состав «Трудовой газеты» вошла типография, работали 500 рабочих и сельских корреспондентов. Опасна была работа корреспондентов. Так был убит селькор «Трудовой газеты» Матвеев-Погодин. И редактор ходатайствует о предоставлении квартиры семье убитого. После смерти В.И. Ленина Симбирск стал Ульяновском, а В.А. Смирнов – Ульяновским. Начало выходить приложение к «Трудовой газете» двухнедельный журнал сатиры и юмора «Кочедык», что в переводе на русский язык обозначало инструмент для плетения лаптей, ценой 8 копеек, тиражом 2400-1600 экземпляров. Редактор писатель В.А. Смирнов-Ульяновский ставил в этом приложении задачу «бить по бюрократии, волокитчикам, растратчикам…, ковырять нездоровые наросты на теле советской стройки, плести новую жизнь». Он писал рассказы, фельетоны, стихи, юморески, басни, одноактные пьесы и остросюжетные сатирические заметки. Вот какие рубрики придумал Смирнов-Ульяновский: «Под девятое ребро», «Маленькие сценки для взрослых», «Частушки», «О людях-людишках и об их делишках». Темы, злободневные для нас и почти через 85 лет. Всего в 1927-1929 годы вышло 49 номеров этого иллюстрированного сатирического журнала. В 1929 году «Трудовую газету» перевели из Алатыря в Чебоксары, во вновь созданную Чувашскую республику и преобразовали в «Красную Чувашию», первым редактором которой стал Смирнов-Ульяновский. Редакторские курсы при ЦК ВКП(б), которые окончил Валентин Александрович в 1932 году, привели его в Саратов
.
Командирован он был на полтора года, а оказалось – на всю оставшуюся жизнь. За полвека Саратов стал ему родным городом. Он стоял у истоков Саратовской писательской организации, Приволжского книжного издательства. И вновь Волга-матушка вдохновляла редактора «Саратовского рабочего» и «Правды Саратовского края»: «По правому берегу красавицы реки, у подножия высокой Соколовой горы, в большой котловине, как в блюдечке, раскинулся город Саратов с его широкими проспектами, садами и парками» – писал Смирнов-Ульяновский в «Зареве над Волгой». Уже в первом номере «Саратовского рабочего» в августе 1932 года новый редактор определили свое кредо – борьба. Это видно по заголовкам статей: «Становиться в ряды борцов за социализм», «Бороться за образцовый социалистический город», «Упорно бороться за вторую тысячу комбайнов». Смирнов-Ульяновский обеспокоен литературной жизнью Саратова. Уже в декабре он декларирует в «Саратовском рабочем» – «Литературному движению – большевистский размах». Поскольку газета была органом городского комитета ВКП(б), горсовета и горсовпрофа, редактор ссылается на постановление бюро горкома ВКП(б) от18 мая 1933 года о развертывании массового литературного движения. В то время в Саратове было много литературных кружков: на заводе комбайнов, «Трактородетали», в ДКА, в пединституте и САДИ (саратовский автодорожный институт), открыт клуб писателей, организовывались творческие вечера.

Смирнов-Ульяновский пишет о необходимости организации литературного музея, где были бы рукописи и книги писателей-саратовцев Чернышевского, Радищева, Лядова, Костомарова, Мордовцева, Панферова, Авербаха, Бабушкина и других. (А есть ли ныне в Саратове такой музей?) Он обеспокоен писательским молодняком Москвичевым, Калашниковым, Дитцем, Жученковым, Беловым, Кащеевым, Озёрным, Слесаревым, Выпустяном. (В архиве дочери поэта Б. Озёрного С.Б. Дурновой сохранилась фотография литературной поросли Саратова со Смирновым-Ульяновским). В своей статье автор ратует за консолидацию «всех творческих сил Саратова композиторов, художников, театральных работников». (Как это злободневно сегодня!) В эти годы строился железнодорожный мост через Волгу ,и рабочая газета уделяла этому много времени и места. Она писала о плохой организации строительства, в результате руководителей «Стальмоста» пришлось сменить. Случилась трагедия – произошла деформация пролета, и мост разрушился, строители с 14-метровой высоты сорвались в Волгу и утонули. Погибло около 150 человек. Их похоронили на вновь открытом Увекском кладбище. Не забывал Валентин Александрович и о творчестве.

В 1935 году он становится членом Союза писателей СССР. В 1938 году вышел его сборник «Песни о старом и новом» (жаль, что он недоступен в отделе редких книг Саратовской областной научной библиотеки). Являлся Смирнов-Ульяновский главным редактором издательства и альманаха «Литературный Саратов». Не забывал литератор и своего любимого конька – драматургию. Он пишет исторические пьесы. «Сын отечества» о А.Н. Радищеве, «Великий демократ» о Н.Г. Чернышевском. Оба героя его пьес сосланы в Сибирь. А дорога кандальная пролегала через его родную Симбирскую губернию, и И.П. Тургенев был другом Радищева. Так что приходилось вспоминать детство, юность, Волгу, бурлаков. В «Сыне отечества» звучит песня:
Матушка Волга
Широка и долга!…
Волга, Волга – мать родимая…
По тебе ль, моя страдалица,
Песни горести разносятся…
Смирнов-Ульяновский становится заведующим литературной части драматического театра им. К. Маркса и общается с мастерами саратовской сцены и с ее лидером И.А. Слоновым. В годы войны драматург становится политруком Саратовской дивизии народного ополчения. Театр собрал в фонд обороны более одного миллиона рублей на постройку самолетов эскадрильи «Советская армия» и танков танковой колонны им. Чапаева. Смирнов-Ульяновский был награжден медалью «Отличник военно-шефской работы за 1941-45 г.г.». 15 января 1945 года в Большом Театре СССР состоялись торжества, посвященные 150-летию А.С. Грибоедова. Кроме актеров МХАТ, Малого театра, и Ленинградского театра имени Пушкина в сценах из грибоедовского «Горе от ума» принимали участие артисты Саратовской драмы.

Писатель вольчанин А.С. Яковлев (Трифонов) позже писал: «Я и Кассиль сидели рядом, аплодировали горячо. Вечер был изумительный. Одновременно было показано четыре Фамусовых, три Чацких, четыре Софьи, четыре Лизы. Саратовский Фамусов был, по-моему, выше…». А Фамусова играл Заслуженный артист РСФСР П.А. Карганов. Слушая монолог Фамусова-Карганова о старых временах, зритель даже не ощущал стихов, а только пламенно лившуюся восторженную речь… Л.В. Шутова ученица Карганова. Она мне подарила программку спектакля «Великий демократ», где она играет вместе со своим учителем. Пьесу написал Смирнов-Ульяновский. Как вспоминал Валентин Александрович в создании пьесы «большую помощь оказали родственницы Николая Гавриловича Е.М. Чернышевская и Н.М. Чернышевская» – его внучки. И вновь великая Волга: «Ранняя весна. Сад при доме Чернышевских в Саратове. Лучи заходящего солнца освещают верхушки деревьев, левый берег Волги и Заволжье. В кустах защелкал соловей… слышна бурлацкая песня: «Сходись, берись, ребятушки, давай ухнем!» – пишет драматург в прологе. А постановщик спектакля Народный артист АзССР А.Л. Гринич вспоминал: «Когда саратовский литератор В. Смирнов-Ульяновский предложил театру свою пьесу «Великий демократ», я решил ее ставить, хотя, откровенно говоря, драматургический материал оставлял желать лучшего. По моей просьбе Б.А. Лавренёв несколько подправил пьесу, но и в ходе репетиций работа над пьесой продолжалась… Художник В. Цыбин построил портальную арку, напоминающую тюремные своды, – и в эту арку быстро монтировались меняющиеся на круге картины. В пьесе было 98 действующих лиц». А главную роль Чернышевского играл мой учитель Г.И. Сальников, в то время заслуженный артист УзССР. Написал Смирнов-Ульяновский пьесу для театра кукол «Песнь о Руси», в которой положительные герои были русские воины, а отрицательные – татарские. В спектакле было 38 кукол. Хотя пьеса была слабой, она шла в Крымском кукольном театре и Челябинском в 1958 году.

Главный режиссер Челябинского театра кукол, уроженка Саратова Т.И. Никитина (1904-1980), актриса, режиссер, драматург окончила филфак СГУ в 1925 году. Работала в 1947 году режиссером Саратовского театра кукол. И главная пьеса В.А. Смирнова-Ульяновского в революционной трилогии «Перед рассветом» о своих земляках – семье Ульяновых, матери и сестер В.И. Ленина, сто лет тому назад живших в Саратове. Пьеса так и называется «Ульяновы» о революционной работе сестер Ульяновых в Саратове. «В работе над этим произведением» – как позже вспоминал автор – «большую помощь мне оказали участники тех событий рабочие – большевики А. Смирнов, Н. Нефедов, П. Воеводин и другие», которые стали героями пьесы. Побывал драматург и по адресам, где жили Ульяновы: на бывшей Панкратьевской в доме № 17 (ныне улица Мичурина, № 66); Царевской, 36 (ныне Пугачевская, 78); Угодниковской в доме № 26 (ныне Ульяновская, 26). До сих пор на двухэтажном каменном здании сохранилась мемориальная доска о проживании сестер и матери В.И. Ленина, несмотря на то, что бывший музей семьи Ульяновых превратился в этнографический. Вот как описывает Смирнов-Ульяновский жилье Ульяновых на Угодниковской: «Ульяновы сняли всю правую половину верхнего этажа дома, куда от парадного крыльца вела крутая лестница. В квартире была уютная гостиная с двумя окнами, выходившими на улицу. Здесь стояло пианино, круглый стол, диван и шахматный столик. Слева от гостиной над парадным крыльцом находилась маленькая комнатка, справа – большая изолированная комната Анны Ильиничны и Марка Тимофеевича Елизарова. Из гостиной шли двери в столовую. Смежная со столовой комната Марии Александровны». Такой интерьер и я запомнил, будучи школьником на экскурсии в музее семьи Ульяновых. Наверняка Смирнов-Ульяновский встречался с приемным сыном Елизаровых Георгием Лозгачёвым-Елизаровым, который воспитывался в этом доме, где его ласково звали Горой. Г.Я. Лозгачёв-Елизаров написал книгу «Незабываемое», рассказывающую о жизни и быте семьи Ульяновых. У меня сохранился экземпляр этой книги, изданной Лениздатом в 1971 году с дарственной надписью автора «Мой скромный подарок к Новому Году 1.01.1972г.».

И, конечно, создавая эту пьесу Смирнов-Ульяновский вспоминал свою комсомольскую юность и пламенную речь Ленина на III-м съезде РКСМ. И поэтому в финале пьесы Ленин провозглашает: «Государственная власть перешла в руки Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. Отныне наступает новая полоса в истории России…».

Ганский Валерий Михайлович, родился 3 мая 1940 года в Саратове. Окончил Саратовский политехнический институт. Автор книг поэзии и прозы. Дипломант Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» за историческую достоверность 2006 года, лауреат международного литературного конкурса «Русский стиль» 2009 – 2012 годов. Дипломант премии имени Артема Боровика 2012 года. Член Союза журналистов Росси. Корреспондент ряда саратовских областных газет. Публиковался ся в литературных журналах «Волга, XXI век», «Сура», Публикуется в альманахе «Русский Stil», журнале международной гильдии писателей «Новый ренессанс».