Недавно свое 65-летие отметил один из самых авторитетных ульяновских тренеров по боксу. Последние 35 лет Петр ЛИПАТОВ работает в клубе бокса, располагающегося в подвале дома N2 86 по улице 12 Сентября. За эти годы через эту секцию прошли тысячи молодых людей КИНДЯКОВКИ. В свое время там целый год прозанимался и губернатор Сергей МОРОЗОВ.
– Петр Трофимович, недавно вам исполнилось 65 лет, а вы до сих пор тренируете. Не устали от работы?
– Какая усталость? Чисто физически никакой усталости нет. Какой был 50 лет назад, такой и остался, даже размер одежды не изменился. Эмоционально – да, иногда бывает, возраст все-таки порой дает о себе знать. Но сейчас жалко уходить из спорта, потому что набор хороший. В прошлом году ко мне пришла Наташа Васина -очень перспективная девчонка, хотя ей всего-то 15 лет. В свое время у меня уже были сильные девушки – это и чемпионка мира Лейсян Илалутдинова, и шестикратная обладательница Кубка мира Елена Савельева. Так Васина, по всем своим данным, сильнее их, и оставлять ее сейчас жалко. Вот “доведу” ее, тогда и об отдыхе можно будет подумать. Все в этой жизни надо делать вовремя и умирать где-то в углу ринга я, конечно, не хочу. Хотя и ребята не хотят, чтобы я уходил. Утром и вечером они заезжают за мной на машине, привозят на тренировки.
– Если сравнить советское время с нынешним, то набор в секцию, наверное, не такой большой?
– Я начал работать тренером в 1969 году и никогда не писал объявления о наборе в секцию, но народу всегда было много. Хотя понятно, что в советское время, конечно, больше ребят приходило заниматься боксом. Как-то я работал в политехническом институте, так ко мне приезжали ребята со всей Киндяковки. Собиралось больше 100 человек, становились в три шеренги, тех, кто не подтягивался 15 раз, я просто не принимал в секцию и сейчас не принимаю. За всю свою жизнь сделал, может, всего два исключения, когда я видел, что у ребят огромное желание заниматься именно боксом. Сейчас у меня занимаются где-то 40 человек, но главное отличие даже не в количестве. Сегодня ребята приходят истощенными от того колоссального количества развлечений, которые появились в нашей жизни в последнее время. В советское же время ребята были действительно голодными до тренировок.
– С кем проще работать – с девушками или парнями?
– Девчонки более выносливые, терпеливые и нацеленные на конечный результат. В свое время я по 10 месяцев в году работал в тренерском штабе сборной России по боксу, поэтому знаю, о чем говорю. А сейчас девчонки такие, что со стороны смотришь и не знаешь, кто перед тобой идет – парень или девушка. То ли генов сейчас мужских стало больше, не знаю. Но всем девчонкам, которые ко мне приходили, я всегда говорил и говорю, что я против женского бокса. Но есть такие девушки, та же Наташа Васина, с которой я просто хочу заниматься боксом, и ничего поделать с этим не могу. У нее просто феноменальные физические данные! Когда она ко мне пришла, у меня не было проблем с ее физической подготовкой.
– Не обидно, когда профессионалы называют тот же олимпийский бокс любительским?
– В свое время было такое правило, что олимпийский чемпион переходил в профессиональный бокс, где ему присваивался десятый рейтинговый номер. Когда-то по этому пути последовал знаменитый Кассиус Клей (известный в дальнейшем под именем Мохаммед Али. – Прим. М.С.) и всего за год он стал первым номером в профессионалах. Но это, скорее, было исключением из правил. Мне своими глазами доводилось видеть в Америке, как тренируются профессиональные боксеры. У них, конечно, совершенно другие нагрузки! Тот же Мохаммед Али выступал в супертяжелом весе, где ему, в принципе, не нужно было сгонять вес. Так, он при весе 124 килограмма с помощью свинцовых стелек и болоневых костюмов бегал и “сушил” себя до 95 килограммов. А все потому, что при таком весе он намного свежее чувствовал себя в ринге. А сколько времени профессионалы проводят перед зеркалом? По нескольку часов в день. Профессиональный бокс – это еще и своего рода театр, где ты всегда должен быть артистом в ринге.
– В последнее время идут разговоры о том, чтобы к Олимпийским играм допускать боксеров-профессионалов. В этом случае у любителей нет шансов?
– Я не был бы столь категоричен в прогнозах. Все дело в том, что на олимпиадах будут боксировать по прежней формуле – три раунда по три минуты. Любители к этому уже привыкли, а вот как адаптируются профессионалы? Они же привыкли к 12-раун-довым поединкам, там своя специфика. Думаю, что в бою из трех раундов у любителей есть шансы “ушатать” профессионалов.
– Сейчас все любители бокса находятся в ожидании суперпоединка – Александр Поветкин против Владимира Кличко, который пройдет в сентябре. Ваш прогноз на этот бой?
– Лично мое мнение – Кличко на голову выше Поветкина. Но все дело в том, что Кличко несмотрибельный боксер, большинство своих боев он выцарапывает. У него длиннющие, мощные руки! Кстати, у Владимира, как и у его старшего брата Виталия, и голова еще на плечах есть. Они оба защитили кандидатскую степень. В советское время мне даже доводилось судить их поединки на Украине. Какие только бьющие боксеры не выходили против Владимира Кличко и никто не смог его по-настоящему достать. Поветкин не будет ждать, когда Кличко пойдет на него, Саша сам будет идти вперед. Конечно, мне хотелось бы, чтобы Поветкин победил, но по очкам выиграет Кличко. А сам поединок будет не зрелищным.
В свое время Поветкин так и не смог одолеть нашего Алексея Лезина. А все потому, что у Лезина было очень трудно выиграть по очкам.
Все дело в том, что у Леши в Ульяновске практически не было достойных спаррингов в супертяжелом весе. На тренировках он боксировал против более легковесных со-перников, где ему, конечно, говорили не вкладываться в удар в полную силу. Отсюда у Лезина и выработалась очень хорошая техника ведения боя, хоть и в ущерб удару – мощным нокаутирующим ударом он не обладал. Леша Лезин вообще по жизни был и есть очень вежливый человек. Я никогда не слышал от него ни одного матерного слова.
– На ваш взгляд, почему Лезин не пошел в профессионаллы?
– Лешка – достаточно простой парень и он всегда говорил, что не любит бокс. А зачем его любить? Взять, например, супружескую жизнь. Бывает же, муж с женой друг друга не любят, и ничего -живут счастливо. А те, кто любят, наоборот, ссорятся. К тому же надо понимать, что в нашем любительском боксе с юношеских лет начинается бесконечное количество сборов, от которых просто голова кругом идет. И в итоге к определенному возрасту боксер настолько сыт уже боксом, что ему уже ничего не хочется. Да и далеко не у каждого, даже самого талантливого боксера-любителя, может что-то получиться в профессионалах.
– Если не секрет, как юбилей отметили?
– Честно? Я решил ничего не делать. Все дело в том, что пять лет назад, когда я справлял 60-летие, я пригласил 100 гостей. Так потом я встречал людей на улицах, которые обиженно спрашивали, почему их не оказалось в списке приглашенных? А потом вся эта суета, ну неохота просто. Поэтому в клубе бокса я сразу сказал, что официально праздновать ничего не буду, все, кто хочет, приезжайте ко мне домой. Все, кто хотел, приехали, и что характерно, мы не выпили ни одного грамма спиртного, ограничились чаем. Хотя алкоголь на столе был. Если доживу до 70-ти, то обязательно отмечу, как положено.