Последние несколько лет все большему количеству ульяновцев приходится буквально воевать с застройщиками. Вторгающиеся в жилые кварталы строители нарушают привычный ход жизни, покушаются на зеленые зоны, от шума и пыли страдают пожилые люди и дети. Почему такое стало возможным – об этом рассуждает бывший главный землеустроитель города Рудольф Азбукин.
– Рудольф Григорьевич, в какие годы Вы занимали эту должность и чем отличалась градостроительная ситуация от сегодняшней?
– Я возглавлял отдел землеустройства в 1989-1992 годах. И в те годы, и раньше вопросами отвода земель под строительство занималась Главархитектура. Она выносила свои решения на утверждение в горисполком, мэрию, а последним пунктом в этой цепочке стояло: «Глав-землеустройству города произвести отвод земель в установленном законом порядке». Землеустроители никогда и никакой роли не играли в размещении тех или иных объектов, сооружений. Мне никогда даже не приходило в голову, что я могу что-то согласовать до архитектора. Я работал при грамотных специалистах – Вячеславе Некрасове, Сергее Горбунове – и всегда знал свое место. Высказать свое мнение я мог только в порядке обсуждения, но не в качестве последнего слова. Создавшаяся в последние годы ситуация наводит на мысль, что кто-то сделал серьезный шаг в сторону упрощения отвода земель под капитальное и даже гражданское строительство, и теперь этот важный вопрос решает комитет по управлению госимуществом и земельным отношениям. И это по всей России, а не только в Ульяновске, и это ненормально, на мой взгляд.
– Чем плох новый порядок?
– Землеустроитель стоит несколькими ступенями ниже архитектора. Архитектор – творческий работник, его дело творить и строить. Он грамотнее, он знает, как сделать, чтобы город сохранял традиционную застройку, а новые здания украшали его. Землеустроитель – исполнитель, специалист,, ведущий учет земель, действующий по указанию. И вдруг он становится «героем нашего времени»! Поэтому при новом порядке мы получили монстра на месте стадиона «Спартак». Мальчиком я учился в шестой мужской школе и ходил на этот каток. Туда же ходили мальчики из первой мужской, девочки из второй и третьей женских школ, мы друг друга знали, с тех времен сохранились только хорошие воспоминания. Кому помешал стадион в центре города? Только современным финансовым монстрам и, видимо, землеустроителям. Меня берет оторопь от того, что сейчас предлагают поставить еще два дома на анфиладе, ведущей с остановки «4 микрорайон» к «старому» вокзалу. Когда микрорайон застраивался, детально прорабатывались подземные и наземные коммуникации, и если сейчас на них что-то еще взгромоздится, это будет мина замедленного действия – хроническая угроза целостности коммуникационных систем. Согласовывая такие проекты, дается пример тому, что не нужно ценить старые проекты. Подобное начинает происходить во многих местах и приводит к хаосу.
– В Ваше время людям приходилось бороться с точечными застройками? Происходили «превращения» вроде трансформации спортивного комплекса в торговый центр?
– Массовых жалоб на застройку не было. Существовала другая проблема, особенно на Куликовке. После заключения сделки по продаже дома, еще до заселения новых жильцов, кто-то из соседей непременно переносил забор, расширяя свою землю. Приходилось вмешиваться и заставлять возвращать все на свои места через суд. А «превращения» были тогда, но очень редкие. Например, на улице Корюкина строили общежитие, а получилась обкомовская больница.
– А давно ли в городе обновлялись коммуникации? Например, в Ленинском районе?
– Лет 10-12 назад обновлялись подземные коммуникации на улице Гончарова. Уже много лет живу на улице 12 Сентября и ничего подобного не помню. На улицах Карла Либкнехта, Карла Маркса – тоже ничего не делали. Но точечная застройка ведется, дополнительная нагрузка ложится на старые коммуникации, и когда-то этому придет конец. Рядом с моим домом, у детского сада, года три-четыре назад хотели построить здание, и мы отвоевали территорию. Тогда на встречу с жильцами пришел специалист из мэрии, он согласился с моим замечанием о нагрузке на коммуникации. Но сейчас история повторяется. Другой пример: на улице Каштанкина, идущей по крутояру к станции Ульяновск-2, идет застройка капитальными двух-трехэтажными кирпичными домами. Строительство чревато техногенной катастрофой, ведь здесь оползневая зона, и почва сползет на железную дорогу. Это опасные вещи, и я не понимаю, кто допускает подобное.
– Вы сказали, что новый порядок выгоден и землеустроителям…
– Это благодатная почва для коррупции. Мы оформляли документы за полтора-два месяца, а потом процесс растянули на полтора-два года. Неудивительно: за такой большой срок можно вытянуть больше взяток, чем за пару месяцев. В те годы никому даже мысль в голову не приходила принести мне взятку. Когда Сергей Ермаков стал председателем горисполкома, он знакомился со всеми чиновниками. Пришел и ко мне, спросил: «Взятки берешь?». Я ответил: «А мне не несут, я – последняя спица в колеснице!». Считаю, что возврат к прежним порядкам должен быть незамедлительным, и тогда не будет того, что происходит сейчас – бывший директор областного департамента госимущества и земельных отношений Марина Водолазко находится под следствием…
– Как Вы думаете, будет ли толк от общественного совета по архитектуре, защитит ли он город от постоянных посягательств?
– Я не очень-то верю в него. Это же будет не законодательный орган, а совещательный. Дай Бог, если он будет что-то решать, но, скорее всего, ему придется разбираться только в последствиях принятых без него решений, а не упреждать их. Разве что люди поставят себя так, что без их ведома ничего не произойдет. Но для этого надо иметь силу воли и авторитет, иначе ничего не получится.
Беседовала Анна ШКОЛЬНАЯ
Тангэ Кэндзо
Все правильно. И причина одна. Нет государственной и муниципальной власти! Нет профессионалов, их придавили. Есть власть криминального бизнеса, укоренившаяся с 1993 года. И про Ермакова правильно написано. Если говорить только о деловых качествах, то он один соответствовал должности мэра города.
nan
Абсолютная чушь! Я, конечно, уважаю годы Азбукина, но чего ему со своим устаревшим мнением лезть в газету. При нем границы земельных участков мерили рулеткой и планы вычерчивали по линейке, а понятия кадастрового паспорта вообще не было, да и компьютеров тоже. В силу возраста он и представления не имеет о новых законах градостроительства, землеустройства, да и самого Земельного Кодекса, принятого в 2001 году. Так о каком возврате “к прежним порядкам” можно говорить? Это все равно, что давайте вернемся от мобильных телефонов к стационарным дисковым. Абсурд!!! И о Водолазко Вы зря клевещите. Какое следствие? Или Вам так хочется? Не хорошо! Она к Вам всегда с уважением относилась
Тангэ Кэндзо
Я тоже никогда не поверю, что Водолазко участвовала в каких-либо криминальных схемах! Это порядочный человек и в высшей степени профессионал! А в остальном Азбукин прав. Кто сейчас слушает архитектора? Никто. Одни квадратные метры территории, бабло, наплевательское отношение к нормам и политика (кому дать, а кого послать).
Уважаемый!
Он говорит, в первую очередь, об отсутствии хозяйственного подхода. И не приплетайте сюда компьютеры, это пошло. И, кстати, русский у вас на уровне 3 класса ЦПШ.
Аноним
Дааа, всё верно сказано. Без зарубленного Генплана, разработанного при непосредственным участии В. Некрасова город становится похожим риодежанейрские фавелы. Печально, что в нашем регионе так относятся к мнениям профессионалов. Даёшь Метро С&С, Аквамолл, Пушкаревское кольцо и, конечно же, ТЦ “Спартак”
Очевидец
В наибольшей степени к генплану руку приложила Тарасова при поддержке Полиевца. А Некрасов, насколько помню, постоянно чего то возражал.
Аноним
Он говорит не только о об отсутствии хозяйственного подхода, но и о том, что землеустроитель, якобы стал главнее архитектора, и что, якобы землеустроитель виноват, что построен такой стадион “Спартак”. Ерунда! Как и раньше, первоначальным отводом земли и определением разрешенного вида использования занимается архитектура, а землеустроитель уже потом оформлением границ и необходимых документов. Из-за того что, за 20 лет очень изменилась законодательная база, перед тем, как отвести новый участок требуется огромное количество согласований. И это не вернешь «к прежним порядкам» на уровне Ульяновска. Надо менять всю систему, только кто позволит? И, кстати, “Уважаемый!” про русский язык на уровне 3 класса, это Вы погорячились. Похоже, что Вы учитель-пенсионер, который никак не успокоится показать, что он самый умный. За собой лучше следи….
Julya
Не путайте, пожалуйста, комитет архитектуры при мерии, который шагу не сделает без указки сверху, и архитекторов-практиков, знания и мнения которых сейчас не востребованы, так как власть сама пыжится заниматься градоустройством. Как у неё получается – мы все видим!
nan
А можно узнать, какие знаменитые объекты были построены при В.Некрасове? При его правлении (один из примеров) все Заволжье потонуло в безобразных гаражах. Я не против них, но все таки, как то надо было их красиво и компактно строить, а то столько земли отданы под эти сараи!
Аноним
В итоге депутаты решили признать ненадлежащей деятельность областного департамента госимущества и земельных отношений и его директора. Соответствующее письмо было направлено губернатору Сергею Морозову. Марина Водолазко, кстати, оказалась единственной из членов облправительства, которые отчитывались в 2013 году, получившей такую оценку. Это выглядит необычно: ведь и во многих других сферах недостатков хватает.
Реакция губернатора была незамедлительной: уже на следующий день, выступая перед ЗС со своим годовым отчетом, Морозов пообещал освободить Водолазко от должности директора. Мы условились так действовать, отметил глава региона, если Собрание будет иметь серьезные претензии к чиновнику облправительства по итогам года.
Всё понятно
Чтобы быть на плаву, надо постоянно кого то сдавать. Монетку там что ли подбрасывают?