В 1990 году в Ульяновском районе строители поселка для немцев Поволжья наткнулись на интересный археологический объект, который, как потом выяснилось, был баней домонгольского периода. Это пятикомнатное строение времен средневековья имело водопровод и стеклянные окна. Булгарская усадебная баня, как считают исследователи, обслуживала потребности элиты. Тогда, в начале 90-х, единственным способом не потерять объект, было снова закопать его, что специалисты и сделали. И вот, летом этого года, баню вновь раскопали, чтобы, наконец, исследовать и музеефицировать. Предлагаем читателям посмотреть, что осталось от элитной бани средневековья.

Пока остатки бани накрыты полиэтиленом, но к нашему приезду объект немного приоткрыли.

IMG_0465

«В свое время эту территорию отдали под строительство поселка немцев Поволжья, -поясняет доцент кафедры истории России УлГПУ имени Ульянова Юрий Семыкин. – Когда строители в 1990 году наткнулись на эту баню, они поняли, что имеют дело с интересным объектом. Информация дошла до нас, мы сюда приехали. В 1991 году Ульяновский педагогический университет, областной Краеведческий музей и Самарский государственный Университет сформировали археологическую экспедицию».

«Но в 1991 году после раскопок мы были вынуждены баню законсервировать. В то время единственный доступный способ сохранить ее – было засыпать снова. Мы составили все планы, сделали фотографии, уяснили датировку, функциональное назначение. По углам вкопали дубовые столбы, во многих местах перекрыли рубероидом и засыпали», – вспоминает специалист.

IMG_0438

Этим летом совместными усилиями археологов трех вузов (УлГПУ, Самарский и Тольяттинский университеты), проводивших работы в Ундоровской зоне, баню все же раскопали, чтобы музеефицировать объект, хотя финансирования по-прежнему нет. «Дальше ее держать под землей уже нельзя, – констатирует факт Семыкин. – За 22 года эта баня все равно испытала разрушительный процесс. Многое утратило первоначальный облик. Кроме того, местное население стало выковыривать плимфу».

«Основной раскоп был здесь, – продолжает Семыкин. – Обнаружены многочисленные материалы: керамическая посуда Волжской Болгарии, метал, украшения из бронзы, железные предметы (ножи, пряжки, наконечники). Это типичный материал, который характеризует культуру Волжской Болгарии».

Но самый коронный объект – это баня

IMG_0445До сих пор это единственная кирпичная фундаментальная постройка тех времен в Ульяновской области, объяснил уникальность находки Семыкин. На исследованной территории был обнаружен строительный материал, который сразу позволил определить, что это средневековая постройка (домонгольский период Волжской Болгарии, до 13 века): это плимфа – квадратный кирпич того времени размером 25 на 25 сантиметров.

Это была булгарская усадебная баня, которая обслуживала потребности элиты, проживавшей на данном городище. Баня стояла рядом с водоисточником (родник) с таким расчетом, чтобы вода под наклоном протекала внутрь сквозь деревянные трубы. Они, конечно, до наших дней не дошли. У них были и керамические трубы, которые частично сохранились. Очистной системы не было, но канализация из бани была: использованная вода вытекала за ее пределы.

IMG_0432

Баня имела стеклянные окна. В домонгольское время было стекло местного производства. «Мы, конечно, не нашли целые стекла, но обнаружили многочисленные фрагменты», – говорит Семыкин. Всего баня включала пять помещений, в том числе прихожую, откуда шел вход в мыльное помещение. Внутри можно увидеть столбики из плимфы – это опора для размещения пола. «Судя по всему, пол тоже был кирпичным и герметичным, – отмечает Семыкин. – Сама баня имела подпольную систему отопления. Здесь было топочное помещение. Дым проходил под полом в другое помещение, которое уже разрушено. Проходя через подпольные дымоходы, дым обогревал пол и местами выходил через вертикальные дымоходы, от которых остались опорные столбы. Они были герметичные, делались на известковом растворе». В строительстве использовался и глиняный раствор.

IMG_0440

В стены были вмурованы резервуары, и вода в них нагревалась параллельно со стенами. От резервуара остались кусочки. Судя по всему, использовалась минеральная вода, а она содержит соли, которые накапливались и отлагались.

От бани сохранился лишь фундамент. Сейчас первоочередная задача – ее консервация и реставрация. «Это уникальная вещь, которая достойна быть объектом музейного использования. Нужен проект реставрации, но без финансирования ничего сделано не будет», – говорит Семыкин.

Как сообщил председатель комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудин Хаутиев, баня уже включена в реестр выявленных объектов культурного наследия. В течение года по ней проедут экспертизу, а в будущем она будет отнесена к памятникам федерального значения. Ну, а пока здесь будут проведены консервационные работы, баню накроют защитным куполом.

«Если мы ее не спасем, грош нам цена», – отметил Семыкин.

IMG_0427

IMG_0466