На бульваре Пластова установлена памятная доска с изображением Евгения Михайловича Чучкалова.
Он был замечательным человеком и талантливым врачом, ведь становление его как специалиста проходило в должности начальника медсанбата и начальника полевого госпиталя в годы Великой Отечественной войны. В 1948 году Чучкалов переехал в Ульяновск и остался тут на всю жизнь. Наш регион стал ему второй родиной, он любил Ульяновск, много сделал для него: будучи главным врачом областной больницы №2, построил новое здание больницы, смог оснастить его современной аппаратурой, стал инициатором освоения Ундоровских минеральных источников, организовал реабилитационный центр, Ундоровский санаторий, по его предложению был построен завод по промышленному розливу Ундоровской минеральной воды. Евгений Чучкалов успешно сочетал работу лечащего врача и организатора с научной деятельностью. Его заслуги отмечены орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.
Но, оказывается, это далеко не все наследие, оставшееся нам от этого замечательного человека. Будучи доктором медицинских наук и имея достаточно широкие знания в других областях, он предположил, что под нашим городом есть лечебная минеральная вода. Это предположение Евгений Михайлович сделал на основе исследований воды, взятой из родников, расположенных в Ленинском районе Ульяновска. Наличие этих родников позволили врачу предположить, что на определенной глубине под нашим городом залегают минеральные воды. После того, как на улице Корюкина на территории больницы была пробурена первая в городе скважина, началась исследовательская работа. Пробы воды отправили в институт курортологии, и специалисты подтвердили ее пригодность для лечения желудочно-кишечных заболеваний. После этого состоялось открытие мини-бювета. Вода подавалась три раза в день, и сотни горожан лечились этим природным средством. Вскоре на Венце, напротив общежития педуниверситета, была построена питьевая галерея.
Кроме этой скважины, были пробурены еще несколько. Рабочие автозавода могли пить ее прямо на территории предприятия, была найдена минеральная вода и в Заволжье, а недалеко от третьей городской больницы был даже построен еще один бювет, похожий на подобные сооружения на Кавказских Минводах. Его строили более 20 предприятий! Работавший тогда генеральным директором кожевенно-обувного объединения Юрий Голованов комментировал важность этой стройки так:
– Наш коллектив выделил на строительство питьевой галереи 300 тысяч рублей. Значимость этого объекта в деле оздоровления горожан, привлечения туристов, умножения славы нашей земли стоит любых затрат!
В ульяновских магазинах даже начали продавать минеральную воду, которая называлась «Симбирка»… Куда же она делась? Почему ее не продают в магазинах, почему не слышно о питьевых галереях? Что произошло? За комментарием мы обратились к участнику исследований Чучкалова, ветерану войны Алексею Преображенскому:
– Приоритеты, видимо, несколько изменились, – сказал Алексей Николаевич. – В политику и экономику страны пришел бизнес. Все, что давалось широким массам людей бесплатно, – сделалось невыгодным. Одна за другой были затампонированы все скважины. Где-то были проведены исследования, которые, якобы, говорили о том, что эта вода «плохая», где-то заглушки ставили без объяснения причин. Из всех скважин сегодня функционируют только две в санатории «Итиль» за Волгой. Одна из них – для питья, другая, более глубокая, – для минеральных ванн, так как она сильно минерализована. Я разговаривал с главврачом, спрашивал, как ему удалось их сохранить. Он ответил, что для этого, прежде всего, нужно желание. Сейчас, по всей видимости, ни у кого этого желания нет. Несколько лет назад я хотел осуществить идею Евгения Михайловича и сделать скважину на территории госпиталя ветеранов войн, но ничего не вышло, мне прислали официальные бумаги, из которых можно было понять, что для этого нужно. Например, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу, оформить лицензию, получить свидетельство о госрегистрации, разработать проектно-сметную документацию, получить необходимые разрешения, отправить заявку от Министерства здравоохранения области… Мне очень жаль, что дело Почетного гражданина Ульяновской области Евгения Чучкалова ныне забыто.
Думается, что к сожалениям ветерана можно присоединиться. Разве может пожилой человек один свернуть горы «документальных» бастионов, найти средства для привлечения специалистов, проконтролировать строительство? А ведь, согласно исследованиям Чучкалова, наш город мог бы стать своеобразной здравницей российского масштаба. Может быть, стоит прислушаться к ветерану и заняться исследованием целебных ульяновских недр?
Павел Сергеев