Виктория Чернышева
В ближайшее время в Красную книгу Ульяновской области будет предложено внести сурка-байбака. Такое решение было принято на совещании, которое прошло в региональном минсельхозе. Экологи считают, что “передышка” позволит восстановить стремительно уменьшающуюся численность вида.

Спор о том, запрещать или нет охоту на сурка-байбака, ульяновские охотники и экологи ведут не первый год. В 2012 году защитники природы в очередной раз забили тревогу: животных становится все меньше. В Ульяновскую область, где сурок пока еще не внесен в Красную книгу, приезжают любители пострелять из других регионов – почти у всех соседей (кроме Татарстана) охота на него запрещена. К сожалению, браконьеров, плюющих на квоты, становилось все больше. А лицензированный отстрел, по мнению экологов, только усугублял ситуацию: все чаще они находили пустующие, заброшенные норы.

Ульяновская область – один из немногих регионов, где сурок-байбак обитает исконно, еще с тех времен, когда здесь формировалась степная фауна. В 2004 году, по некоторым данным, в ульяновских степях обитало до 40 тысяч животных. Сейчас, по разным оценкам, от 12 до 17 тысяч. Сокращение численности, более чем в два раза, по мнению ученых, связано не только с отстрелом. Сурки не любят высокую траву. А потому после того, как скота в деревнях стало меньше, коровы и овцы перестали пастись, степи начали зарастать. В результате снизилась численность вида. Яркий пример – поселок Шиловка, в окрестностях которого сурков всегда было много. Но местные жители перестали массово разводить овец, и норы (в том числе, “благодаря” и браконьерам) опустели.

Для региона сурок всегда был ценным биологическим ресурсом. Каждый год на него объявляют охоту. В нынешнем году она началась с 27 июля и официально закончится 11 августа. Сурка разрешено добывать по путевкам в охотхозяйствах, расположенных в девяти районах. Стоимость одной головы сурка – тысяча рублей (для членов местного общества охотников и рыболовов – в два раза меньше). Одному охотнику разрешается отстрелить не менее пяти особей. В каждом охотхозяйстве – свой лимит на добычу сурка, в рамках которого и продаются путевки.

Так называемый норматив изъятия составляет до 40 процентов от общей численности животных. То есть, при 12 тысячах убить в охотничий сехзон разрешается примерно три тысячи голов. Именно правильность подсчета количества обитающих сейчас в регионе сурков и стала камнем преткновения в споре экологов и охотоведов.

– Цифры, которые приводят охотники, зачастую завышены, – считает сотрудник кафедры зоологии Ульяновского государственного педагогического университета Михаил Корепов. – Это уязвимый вид. Пока сурок не считается вымирающим, но может сложиться такая ситуация, когда это случится.

Охотники с ним не согласны: в нынешнем году они изменили методику подсчета, ведут учет по семьям. По их данным, в области примерно 17 тысяч сурков. Но выходит, что полученные ранее данные можно поставить под сомнение – никто не скажет, были ли они верны. А потому проследить, какова динамика численности вида невозможно. В этом случае, по мнению экологов, лучше приостановить охоту – чтобы не рисковать.

Охотники против такого решения. Их понять можно: именно они расселили сурка по всем районам области (изначально он обитал только в южной части региона), согласились на перенос охоты на более поздние сроки, чтобы сохранить репродуктивных особей. Продажа путевок – одна из важных статей дохода охотхозяйств. А потому запрет на добычу сурка ударит по ним и финансово.

Зампред правительства Ульяновской области Александр Чепухин, выслушав обе стороны, вынес компромиссное решение: охоту на сурка запретить до тех пор, пока не будет объективно определена численность этих животных в регионе. По закону, полномочий по введению дополнительных ограничений в части сокращения сроков охоты и исключения из охоты отдельных охотугодий у регионе нет. А потому было принято решение провести экологическую экспертизу и внести сурка в Красную книгу Ульяновской области.

В ближайшее время этот вопрос будет вынесен на заседание соответствующей комиссии. Окончательное решение, касающееся судьбы сурка, примут депутаты законодательного собрания. Возможно, уже в августе.

В нынешнем году запрет на охоту установить возможности нет. Если животное занесут в Красную книгу, численность вид начнет расти со следующего года. Но при соблюдении еще одного важного условия – борьбы с браконьерами, которые вредят виду намного больше, чем законопослушные охотники.

Справка “РГ”
По мнению доктора биологических наук, профессора Пензенского государственного педагогического университета Сергея Титова, изучающего в Ульяновской области сурков с 1985 года, сурок-байбак- очень важный вид для степей.

Сурок перерабатывает почву – выносит ее нижние слои наверх. Норы служат убежищем для многих видов редких птиц и животных. В сурчинах – на выбросах сурков – в каменистых степях обитают виды редких растений.

Это вид с хорошим потенциалом размножения. Если ему дать время, несколько лет, этого хватит, чтобы восстановить численность полностью.

Из Красной книги России сурок-байбак был исключен в 1999 году. В Красную книгу Ульяновской области, которая появилась в 2004 году, его не заносили ни разу.