Если представить нашу страну в виде поезда, то в 80-ые годы прошлого столетия – в период расцвета застоя СССР, если так можно выразиться, он выглядел примерно так: три больших вагона. Сразу скажу, что деление это по категории общего материального достатка и довольно по-крупному. Первый вагон – 1-й класс, 2-й вагон – 2-й класс и соответственно 3-й вагон – 3-й класс.
Кто был в 1-ом вагоне? Немногие обладатели личных домов (хороших), больших квартир (например, «сталинок») и автомобилей (разумеется «Жигулей», ничтожное количество иномарок можно не учитывать). Во втором вагоне «ехали» обладатели отдельных стандартных квартир – от 1 комнатных до 3-х комнатных. Ну и в третьем вагоне обитали жители коммуналок и деревенских домов (плохих). Поскольку вагонов было немного – соседство пассажиров было достаточно плотным. Почти все пользовались одним общественным транспортом, ходили в одни и те же магазины, рестораны, дети ходили в одни школы и все мы ездили на одно море – Черное. Все друг друга видели (вагонов то всего три и они рядом). И за свою жизнь практически каждый имел возможность (и главное очень многие это делали) «перейти» из вагона классом ниже в вагон классом повыше. Переход из 3 вагона во 2 так и вообще был довольно массовым явлением. Особо одаренные успевали попасть из 3-ого в 1-й. Поскольку все было у всех на виду, то никакого общего недовольства почти не было. Что не говори, а бытие хотя бы в некоторой степени, но все-таки определяет сознание. И поскольку по большому счету все были в материальном плане равны, то в стране чувствовалось реальное единство нации. Была некая идея, всех объединяющая. Правильная эта идея была или неправильная – это другой вопрос, но она была!
А как же выглядит наш поезд сегодня? В материальном плане вагонов стало не 3, а 100. Кто-то как был в последнем вагоне – так в нем и остался. А кто-то обитает в первой десятке. По объективным причинам пассажиры, допустим 15-ого вагона, не имеют абсолютно ничего общего с пассажирами ну, скажем 92-ого вагона. Они живут в разных районах, в разных жилищах, ходят в разные магазины и рестораны, их дети учатся в разных школах и отпуска они проводят в разных частях земного шара (15-й вагон на Мальдивах, а 92-й вагон на 6 сотках, да и то в лучшем случае). У этих людей ВСЕ разное, они нигде не пересекаются и даже думают по-разному. Хотя и те и другие – граждане одной страны. Может ли молодой человек 18 летнего возраста, оказавшегося волею судеб в 92-ом вагоне, в течение своей жизни перейти в 15-й ? По-моему, даже теоретически не сможет… У него для этого почти нет возможностей. В лучшем случае он сможет добраться где-то до 75-ого.
Пассажир 60-ого вагона видит соседей от 50-ого до 70-ого вагона. Он видит только их, и только их понимает, потому что все они живут примерно одинаково, значит примерно одинаково думают, у них примерно одинаковое материальное положение и общая система координат ценностей. Пассажиры с 50-ого до 70-ого вагона одинаково непонятны для пассажиров с 71-ого по 100-й вагон и для пассажиров с 1-ого по 49-й.
В общем, предельно понятно, что на сегодняшний день страна состоит из ОЧЕНЬ разных людей, с разными ценностями, мыслями, политическими взглядами…. Нет того единства нации, которое было в СССР. Может быть в СССР оно было и неправильным, но оно БЫЛО. А сейчас его нет… Может быть именно поэтому профессиональные психологи отмечают сейчас возрастающее чувство одиночества, появляющееся в последнее время у людей?
Вы замечали как в разговорах «за жизнь» отдельные люди часто используют выражение «народ устал» или «народ больше не верит» и прочие «народ…..» Я всегда на это спрашиваю – а «народ» – это кто? Ведь, строго говоря, юридически народ – это пассажиры всех 100 вагонов, правда? Все граждане государства и все имеют право голоса. Но, с другой стороны, понятно, что использующий выражение «народ…..» имеет в виду не всех, то есть, пассажиров не всех вагонов. Но тогда возникает вопрос – в каких вагонах «еще народ», а в каких «уже не народ»? И главное – кто это определит и на каком основании?
Наша общая задача сделать так, чтобы вагонов было не 100, а допустим 30-40. Чтобы у человека, который действительно умный и трудолюбивый мог иметь реальный шанс за свою жизнь попасть из 25-ого хотя бы в 10-й. Но я вовсе не призываю к тому, что бы отнять все у пассажиров первых 60 вагонов и раздать все оставшимся пассажирам сорока вагонов. Конечно нет, мы это уже проходили. И по моему глубокому убеждению сегодняшнее положение страны – это очень закономерный итог как раз такой дележки в 1917-1930 годах.
Процесс сокращения количества вагонов – непростой и долгий. Но его надо начинать. Как? Политика федерального правительства должна стимулировать пассажиров первых 10-20 вагонов не тратить деньги на себя (дома, машины, яхты и т.п.), а вкладывать в бизнес. Любой бизнес. Может быть не самостоятельно, а через фонды, но вкладывать. Новый бизнес – это новые рабочие места, а значит, работники будут больше зарабатывать и «количество вагонов» будет постепенно уменьшаться. Новый бизнес – это новые налоги, которые государство также должно направлять на цели, связанные с сокращением количества вагонов. И может быть лет через 10-15 вагонов действительно останется только 40. И я очень надеюсь, что в страну вернется то самое чувство единства нации, по которому я думаю, многие ностальгируют. Главное, чтобы общая длина поезда при этом не сократилась.
Живайкин Сергей Анатольевич
Депутат УГД