На территории Ульяновской области ведется работа по созданию туристического кластера, связанного с именем Ленина и посвященного становлению, развитию и закату СССР. Комплексные маршруты охватят сразу несколько российских городов, где происходили ключевые для советской истории события. Планируется, что история Советской империи должна привлечь в город миллионы туристов.
К работе над проектом кластера в Ульяновске приступила специальная группа, в состав которой вошли ученые, историки, бизнесмены и представители ЮНЕСКО. Задача перед ними стоит непростая — необходимо создать на территории Ульяновской области культурно-туристический кластер, который привлечет в город миллионы туристов и даст толчок к развитию региональной экономике. Для этого не только нужно сформировать туристические маршруты и продумать соответствующую инфраструктуру, но и создать уникальный образ города, который привлечет сюда людей.

Поводом для приезда в регион ученых мужей стала новость о создание в Ульяновске музея СССР. Оказывается, другие города России тоже хотели использовать этот бренд для развития туризма и экономики, но Ульяновск сделал это раньше всех. К тому же у города неоспоримое преимущество перед соперниками — именно здесь родился вождь мирового пролетариата. Власти Ульяновска уже много лет эффективно используют этот факт для развития туризма в своем регионе. На территории города действует музей-заповедник имени В.И. Ленина, который во времена СССР обеспечивал городу многомиллионные туристические потоки. Теперь слава вождя привлекает в город значительно меньше гостей — порядка 250 тыс. человек в год — но эта ситуация может кардинально измениться в самом ближайшем будущем.

1375269834_195282_90

Экспертное мнение
Игорь Зорин
президент Российской международной академии туризма, SmartNews

— Интерес к истории советской эпохи в мире огромен. Сегодня почему-то принято считать, что эта тема способна привлечь только туристов из Китая. Но на самом деле граждане других стран с не меньшим интересом отслеживают все туристические новинки, каким-либо образом связанные с историей СССР. Уже в недалеком наступят две серьезные даты, которые позволят привлечь в Ульяновскую область потоки туристов: в 2020 году исполнится 150 лет со дня рождения Ленина и в 2022 году — 100 лет со дня образования СССР. Ульяновск уже доказал, что может успешно использовать имя Ленина в качестве бренда. Нужно развивать это направление и дальше. Бренд Ленина должен работать на развитие туризма в городе.
К созданию туристического кластера решено подойти с имперским масштабом. Планируется создать три масштабных туристических направления. Их отличительная особенность — туристические и культурные объекты, находящиеся не только на территории Ульяновской области, но и далеко за ее пределами.

Маршрут «Великий Волжский путь» раскроет тему Волги, ее природных красот и исторических памятников, связанных с именем Ленина.

Маршрут «Симбирск-Ульяновск» должен передать туристам атмосферу дореволюционного Симбирска, рассказать о становлении и истории советского строя. И «Красный маршрут» позволит туристам ознакомиться с основными вехами развития Советского государства, посетить места, связанные с теми или иными ключевыми для развития советской истории событиями. Причем начальной точкой «Красного маршрута» станет Ульяновск, а проходить он будет через Москву и Санкт-Петербург.

В том, что подобный вид туризма будет пользоваться спросом, сомнений нет. Подобные туры с каждым годом становятся все более популярными, и иностранные туристы с радостью едут в такие места, пренебрегая так популярным у россиян пляжным отдыхом. Эпоха СССР очень интересна жителям развитых стран и, конечно же, гражданам КНР.

1375269663_398357_39

Популярность такого рода туризма растет с каждым годом, причем отдых этот недешевый. За рубежом такие исторические или этнографические туры могут позволить себе только зажиточные граждане. Но и требования к организации отдыха они предъявляют очень высокие. Они не просто хотят посмотреть музеи и походить по улицам города, где когда-то жил великий человек. Они хотят пожить в обстановке тех лет. Чтобы и кухня была такая, как в то время, чтобы и люди на улицах были одеты соответственно тем временам. Чтобы по телевизору в гостинице шли передачи тех лет. Воссоздать стиль эпохи очень сложно, кроме того, это требует много затрат. Если получится справиться с такой задачей, то я не сомневаюсь — посетителей будет много.
Наталья Кудинова, директор туристического агентства «Арго», SmartNews

Конечно, перспективы рисуются весьма радужные. Но на сегодняшний день Ульяновск попросту не готов к приему огромного количества туристов. В городе нет необходимой для этого обширной инфраструктуры — гостиниц, ресторанов, клубов. Кроме того, существуют и транспортные проблемы: например, до Ульяновска нет прямых авиационных рейсов из крупных городов России. Все эти проблемы только еще предстоит решить.

Развитие туристического бизнеса требует огромных инвестиций. Туристам должно быть удобно, интересно и комфортно. Только в этом случае они будет возвращаться вновь и рекламировать это место своим знакомым и друзьям. Решить такую проблему без привлечения государственных инвестиций просто невозможно. Ни один частный инвестор не решится вкладывать деньги в столь затратные проекты с такими длительными сроками окупаемости. Опыт зарубежных стран показывает, что именно государственная поддержка помогла развиться туристической отрасли. Если власти хотят, чтобы Ульяновская область стала туристической Меккой, они должны принимать в этом участие, в том числе и финансовое.
Инна Шарипова, директор туристического агентства «Колесо», SmartNews

Планируется, что реализация этого масштабного туристического проекта будет осуществляться за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов. В кластер будут вкладывать и государственные деньги, но объемы этих инвестиций будут сравнительно невелики.

Возможно, эта тема будет интересна людям средних лет и предпенсионного возраста, которые помнят, что на карте было такое государство, как СССР. Будет ли этот проект интересен молодежи, сказать трудно, но всё равно попробовать стоит. Побывать в прошлом хочется всем, почему бы не превратить это желание в деньги.
Григорий Филиппов, житель Ульяновска, SmartNews

У нас город постепенно превращается в музей, но в этом ничего плохого нет. Туристы — это новые рабочие места и деньги. Думаю, работать в этой сфере люди будут с интересом.
Алина Фурцева, жительница Ульяновска, SmartNews

Все страны мира с успехом используют свою историю для привлечения туристов. Почему бы нам этим тоже не заняться? История нашей страны обширна и многообразна, и фактов интересных в ней много. Самое важное, чтобы всё запланированное удалось исполнить.
Константин Данилин, житель Ульяновска, SmartNews

Видео

В Ульяновске сохранены абсолютно все памятники и дома, связанные с Лениным. Видео — Сергей Воронин