Однако это далеко не просто, потому что каждый, кто в ней замешан, будет создавать препоны этой борьбе, а мешать можно по-разному. Поэтому логично, что те, кто не на словах, а на деле помогает обществу избавляться от этого уродливого явления действительности, прежде всего пытаются ограничить факторы, которые помогают коррупции жить.
24 июля на заседании городского Совета по профилактике коррупции обсуждалось выполнение плана мероприятий программы «Противодействие коррупции в администрации города Ульяновска на 2013-2015 годы» по итогам первого полугодия текущего года. Было отмечено, что пока этот план перевыполняется, ведь вместо запланированного 41 мероприятия проведено уже 44. Количество мероприятий диктует жизнь, так как постоянно меняются факты, факторы и условия. Работу, проделанную участниками Совета, трудно описать в рамках газетной статьи – она очень сложна, требует знания юридических норм, усидчивости и прочих качеств, которыми обладают, думается, не все наши читатели. Но хочется остановиться на главном.
Правовым управлением администрации города в первом полугодии подготовлены заключения по результатам антикоррупционных экспертиз 247 нормативно-правовых актов. Если кто-то имел возможность подержать в руках хотя бы один акт, тот знает, что проверить подобный документ достаточно сложно, так как это требует максимальной концентрации внимания. В 33 проектах документов еще на стадии экспертизы были выявлены и полностью устранены коррупциогенные факторы, среди которых – широта дискреционных полномочий, юридико-лингвистическая неопределенность и отсутствие или неполнота административных процедур*. Что это значит для рядового жителя города? А то, что, придя к ответственному лицу с проблемой, описанной в таком документе, он не столкнется с тем, что решение вопроса будет зависеть от личной воли этого лица. Ответ будет лингвистически и юридически понятен, а процедура, которая потребуется для решения его вопроса, – законченной.
Конечно, подобная работа требует специфических знаний. Именно в этих целях администрацией города организовано и проводится обучение сотрудников на курсах повышения квалификации по вопросам противодействия коррупции. Проводится аппаратная учеба по изменениям, внесенным в антикоррупционное законодательство и законодательство о муниципальной службе, в частности, при заполнении сведений о доходах и расходах.
Кроме того, за первое полугодие в органы местного самоуправления поступило 33 обращения от жителей города по фактам коррупционных проявлений. По результатам их проверок отделом по профилактике коррупционных проявлений администрации города направлено четыре материала в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законодательством РФ.
Активная работа Совета обусловлена еще и тем, что более половины его членов состоят в общественных объединениях и представляют собой все социальные слои населения города Ульяновска, всего же численность этого органа составляет 31 человек.
За полгода прошло пять заседаний Совета, на которых рассмотрено 25 вопросов. По каждому из них принято конструктивное решение, даны рекомендации для руководителей подразделений администрации города Ульяновска.
Напомним: жители города могут сообщить информацию о коррупционных проявлениях по телефону «прямой линии»: (8422) 41-86-85 (по будням с 9.00 до 16.00), а также направить через Интернет-приемную: http://ulmeria.ru/ru/service/reception
Павел Сергеев
* АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ
СЛОВАРЬ Дискреционные полномочия
– особые полномочия, предоставляемые должностному лицу, дающие ему право действовать по собственному усмотрению.
Юридико-лингвистическая неопределенность – использование двусмысленных терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, не используемых в российском законодательстве, допускающих различные трактовки. Обозначение различными терминами одного явления может искажать смысл положений законов и даже Конституции РФ, нарушает четкость и простоту понимания текста нормативного акта.
Неполнота административных процедур – означает отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Это может привести к тому, что за принятие определенного решения отвечают несколько должностных лиц одного и того же государственного или муниципального органа или ряд руководителей коммерческой или иной организации, но при этом отсутствует четкое разграничение их компетенции. Следствием такого дублирования полномочий является создание условий для злоупотребления служебным положением.