Вчера поздно вечером в УЛЬЯНОВСК прибыл новобранец нашей команды, нападающий Михаил ПАШКИН. Незадолго до своего отъезда в телефонной беседе с корреспондентом “ЧЕМПИОНА” хоккеист заверил, что его ничуть не смущает 12-е место “ВОЛГИ” по итогам прошлого сезона и он полон желания поскорее примерить форму ульяновской команды!
ХОККЕЮ С МЯЧОМ ОБУЧАЛСЯ В ВЕНЕРСБОРГЕ
– Михаил, в вашей анкете на сайте “Зоркого” указано, что вы – воспитанник хоккейной школы “Енисей”. Однако свою профессиональную карьеру начали в Швеции. Как так получилось?
– В Красноярске я в первый раз встал на коньки, но назвать себя воспитанником хоккейной школы “Енисей” вряд ли смогу.
Все дело в том, что в 1988 году, когда в нашей стране началась перестройка и “железный занавес” опустился, моему отцу поступило предложение поработать в Швеции, чем наша семья и воспользовалась. Мы переехали в Трольхеттан – это небольшой городок, находящийся в 15 километрах от Венерсборга. Именно в Венерсборге я и начал познавать азы хоккея с мячом. К слову, мой отец был первым спортсменом в истории отечественного хоккея с мячом, который уехал работать за границу. Уже потом через пару лет его примеру последовал Сергей Иванович Ломанов.
– В Швеции вы настолько обосновались, что “пустили там корни” – женились на шведке. Неужели языковой барьер не сказался на отношениях?
– С моей супругой Ханной мы знакомы больше десяти лет, мы жили в одном городе – Трольхеттане. Она часто приходила на хоккей, причем не только в Трольхеттане, но и в Венерсборге. А языкового барьера как такового между нами никогда не было. Я с одинаковым успехом говорю как на русском, так и на шведском языках – без малейшего акцента.
– За свою немноголетнюю карьеру в России вы успели поиграть за “Зоркий” и “Енисей”. Особой результативностью в тех сезонах вы не отличились. Какие воспоминания у вас остались о тех годах?
– Самые хорошие, хотя вы правы – какой-то сверхрезультативной игрой я не отметился. Впервые в России я сыграл в 2006 году за “Зоркий”. Тогда моим партнером по команде был Сами Лаакконен, он был опытнее и крепче меня в физическом плане. Мы меняли друг друга на поле, и я как бы все время пытался догнать его – забивать как можно больше мячей. Адаптация в России для меня проходила не совсем гладко. Если в Швеции я все стадионы изучил вдоль и поперек, то в России мне пришлось привыкать к новым “полянам”. Да и как хоккеист я еще тогда был сыроват. Не то, что сейчас.
Что касается моего выступления за “Енисей”, то перед переездом в Красноярск меня преследовала череда травм. В сезоне 2010/2011 в “Енисее” я провел только вторую половину чемпионата, привыкал к стилю игры красноярцев. Потом наступило межсезонье, и я оказался просто не готов к тем физическим нагрузкам, которые выпадали на плечи хоккеистов “Енисея” на учебно-тренировочных сборах. Восстановление мое проходило не так, как хотелось бы – быть может, из-за этого мне и не удалось показать свои лучшие качества в Красноярске. Тем не менее полтора года в “Енисее” я вспоминаю только со знаком “+” для себя. Они здорово помогли мне в моей будущей карьере.
ХОЧУ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ К СТАНОВЛЕНИЮ НОВОЙ “ВОЛГИ”
– В прошлом сезоне за “Хаммарбю” вас буквально прорвало. Только в рамках чемпионата Швеции вы наколотили в ворота соперников 52 мяча. С чем связываете такую возросшую результативность?
– Главное – стремиться к своей цели. Я всегда знал, что у меня есть данные, чтобы стать забивным нападающим, и я очень рад, что в минувшем сезоне помог “Хаммарбю” завоевать чемпионский титул. Мне довелось разговаривать с некоторыми российскими болельщиками, так, по их словам, из российских хоккеистов, выступавших в Швеции, лишь Сергею Обухову удавалось забивать больше – в свое время за один чемпионат он забил более 60 мячей. Безусловно, мне приятно такое сравнение.
– В России вы всегда играли под 56-м номером, а в последние годы в Швеции – под 79-м. Чем обусловлен ваш выбор именно этих игровых номеров?
– Тут все просто. Все дело в том, что мои родители родились в 1956 году, а жена Ханна – в 1979-м.
– В каком чемпионате вам интереснее играть – в российском или шведском?
– Я бы не хотел сравнивать эти чемпионаты – в каждом из них есть свои изюминки. В той же России в Суперлиге осталось 13 команд, и у каждой есть свой стиль.
– Как вы отреагировали на предложение “Волги”? Вас не смущал тот факт, что ульяновская команда по итогам прошлого сезона заняла всего лишь 12-е место?
– Когда мне позвонил Ирик Фасхутдинов, он объяснил мне, что в Ульяновске создается новый проект. Наряду с приглашенными сильными, опытными хоккеистами в “Волге” будет играть и талантливая молодежь, которая в последние годы хорошо зарекомендовала себя на всероссийских соревнованиях. В планах “Волги” – прогрессировать от сезона к сезону, и мне стало интересно попробовать свои силы. В Ульяновске, по сути, создается новая команда, и мне очень хочется стать причастным к ее становлению.
– Ваш отец, Андрей Пашкин, – прославленный в прошлом хоккеист, а сейчас тренер сборной России. Какова была его реакция на ваше решение продолжить карьеру в Ульяновске?
– Безусловно, я советовался со своим отцом по поводу своего перехода в “Волгу”. В принципе, он старался никогда не вмешиваться в мои дела, так что отреагировал с пониманием. Мне очень хочется продолжить свою карьеру в “Волге”, радовать своей игрой болельщиков. Жду не дождусь, когда смогу надеть форму ульяновской команды. Предстоящий сезон -своего рода новый вызов для меня, и я хотел оправдать возложенные на меня надежды руководством “Волги”.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НА ЛЬДУ МЫ СМОТРЕЛИСЬ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
– Вместе с вами из “Хаммарбю” в “Волгу” перешли Робин Сундин и Калле Спьют. Что можете сказать об этих игроках?
– Сундин – очень быстрый хоккеист, любящий играть в пас. В прошлом сезоне он играл на позиции бортовика, но с таким же успехом Робин может сыграть и в центре полузащиты. Спьют – атакующий полузащитник, очень техничный хоккеист, который может взять игру на себя и обыграть нескольких соперников. Еще один плюс: Сундин и Спьют – уже опытные игроки.
– Скептики утверждают, что шведские легионеры далеко не всегда могут найти общий язык на льду с россиянами. Что можете сказать на сей счет?
– Национальность тут не причем, все зависит от самого человека. Были примеры, когда шведы не могли полностью раскрыть свой потенциал в российском чемпионате, но то же самое можно сказать и о россиянах, игравших в чемпионате Швеции. Надеюсь, что у наших шведов не возникнет проблем с адаптацией в “Волге”, и мы сможем порадовать своей игрой ульяновских болельщиков.
– Чего ждете от будущего сезона?
– Повторюсь, мне очень интересно вновь попробовать свои силы в чемпионате России. Пока трудно что-то загадывать, ведь я даже не был в Ульяновске. Самое главное, чтобы мы могли сплотиться как команда и на льду выглядели как единое целое. Лично мне больше по душе атакующий хоккей. Без всякого преувеличения могу сказать, что если в будущем сезоне мне вместе с “Волгой” удастся выполнить поставленную перед командой задачу, то этот успех для меня будет ничуть не ниже недавнего завоеванного титула чемпиона Швеции.
ЛУЧШЕ ИГРАТЬ ПОД КРЫШЕЙ
– В последние годы в среде любителей русского хоккея идет спор, какой хоккей с мячом интереснее – под крышей или на свежем воздухе? Вы на чьей стороне?
– Безусловно, хоккей под крышей сильно отличается. Здорово играть на свежем воздухе, когда стоит ясная солнечная погода – чувствуется дух русского хоккея. Но что делать, когда случаются природные катаклизмы – снегопад, ураган или дождь? В общем, мне как игроку все же приятней играть в крытом ледовом дворце. Там созданы идеальные условия, команда может красиво комбинировать. На открытом же воздухе качество льда порой оставляет желать лучшего.
– На одном из заседаний международной федерации бенди прозвучало предложение, что на чемпионатах мира в случае 30-градусных морозов следует отменять игры и ограничиваться пробитием 12-метровых ударов. Что думаете по этому поводу?
– Скажу так: играть в 30-градусный мороз – это не дело. Это уже не хоккей с мячом получается, а игра на выживание. В сильный мороз нет никаких условий для нормального проведения матча -лед колется, хоккеисты и болельщики получают обморожения. В идеале, наверное, в таких случаях нужно переносить матч. Но так как сроки проведения чемпионата мира сильно лимитированы, то сделать это будет непросто. Если выхода из сложившейся ситуации не находится, то можно прибегнуть и к пробитию пенальти. Но это, опять же, должно быть только в крайних случаях.
– В июле вы проходили предсезонный сбор вместе с “Енисеем”. Почерпнули что-то новое для себя?
– Я бы не сказал. По уже сложившейся традиции “Енисей” уделяет большое внимание коньковой подготовке, с командой даже работает специально приглашенный столичный специалист. Здорово, что мне удалось потренироваться вместе с “Енисеем”, я получил хорошие нагрузки.
Из досье “Чемпиона”
МИХАИЛ ПАШКИН
Родился 22 апреля 1980 года в Красноярске. Выступал за шведские “Грипен” (1998-2000, 2001-2003, 2007-2009), “Венерсборг” (2000-2001, 2004-2006, 2009-декабрь 2010), “Катринехольм” (2003-2004), “Эдсбюн” (2006), красногорский “Зоркий” (2006-2007), красноярский “Енисей” (январь 2011-2012), шведский “Хаммарбю” (2012-2013). Чемпион Швеции (2013), серебряный призер чемпионата России (2007). В чемпионатах России провел 75 матчей, забил 28 мячей, отдал 7 голевых передач. В минувшем чемпионате Швеции в составе “Хаммарбю” провел 34 матча, забил 52 мяча, отдал 7 голевых передач. Рост -182 см, вес – 83 кг.
Максим СКВОРЦОВ