На “подпольный” нефтеперерабатывающем заводе в селе Сабакаево Мелекесского района погибли трое рабочих. Почему произошла эта страшная трагедия, разбирались корреспонденты “Молодежки”.
ТАИНСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Найти “подпольный” нефтезавод было непросто. Местные люди почему-то напрочь отказывались указывать дорогу. Но одна из женщин все-таки показала на водонапорную башню, что виднелась вдали, -вроде как там ищите.
Башня и впрямь стояла, как форпост. Миновав местное кладбище, мы свернули на проселочную “трассу”, проходящую между разросшимся бурьяном и полем. Впереди показался оцинкованный забор и ворота таинственного предприятия.
Мы были готовы к тому, что нас мило попрут оттуда, но, подъехав поближе, увидели, что ворота открыты.
На территории – несколько цистерн, небольшое здание, что-то наподобие теплицы со шлангом, а у забора – несколько домиков-кибиток с распахнутыми дверями. И ни души. Как в фильме-катастрофе.
Вошли в первый домик, где была кухня. Там работал холодильник, в котором полно продуктов. На грязном столе стоял электрочайник и лежал пакет с таблетками. Словно кому-то оказывали медпомощь.
В другом домишке были разложены инструменты, как будто ими только что пользовались. Третье помещение оказалось спальным – три самодельные кровати с неубранными грязными простынями.
В головном производственном здании разместилась огромная цистерна и работающий генератор. А “теплицей” оказался вход в “подземное царство”, где, как исполины, выстроились четыре цистерны под нефтепродукты. В помещении сильно пахло бензином.
Словно сталкеры, мы шли по территории мини-завода в надежде отыскать хоть одну человеческую душу. Но нам навстречу лишь радостно выбежал исхудавший пес.
Складывалось впечатление, что здесь еще несколько часов назад были люди, но вдруг все спешно покинули территорию. Притом уходили через задний забор, часть которого лежала на бурьяне. Словно спасались бегством…
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
8 августа примерно в 10 вечера в одной из подземных цистерн здесь были обнаружены тела троих мужчин – 47-ми, 28-ми и 30-ти лет. Все трое из Самарской области. Погибших нашли сменные рабочие, которые ;и вызвали медиков с полицией. По предварительной версии, рабочие чистили одну из подземных емкостей и отравились ядовитыми парами. Сначала задохнулся один. Двое приятелей решили ему помочь, пытались откачать таблетками. Но сами надышались ядом и “уснули”.
– Следственные органы возбудили уголовное дело по статье “Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам”, – сказал руководитель Димитровградского межрайонного отдела областного СКР Алексей Кузьмин. – Пока неизвестно, каким конкретно веществом они отравились и когда случилась трагедия. Проводится экспертиза.
Можно предположить, что здесь делали бензин сомнительного качества. Данный участок земли находится в аренде. Арендатор – димитровградец. А вот хозяин мини-нефтезавода пока не установлен.
ЗНАЛИ И МОЛЧАЛИ?
Об этом “подпольном” предприятии в селе знали многие. Запах нефти стоял по округе и раздражал сельчан. А в ближайших водоемах исчезла рыба.
– Мы не раз обращались в администрацию. Но там ничего не знают. Говорят: “Нас туда не пускают”, -сетует пенсионерка Тамара Иванова. – Это закрытая тема. Ночью большие машины ездили через село к заводу. Они всю дорогу нам разбили. А местная власть якобы не в курсе была…
Другие местные жители рассказали, что на этот нефтезавод брали в основном самарцев. Местным туда не устроиться.
– Когда в декабре прошлого года к нам поступил сигнал о том, что за селом есть нефтеперерабатывающий завод, мы приехали туда, – сказала глава администрации Лебяжинского сельского поселения (куда входит село Сабакаево) Лариса Богатова. – Но за ворота нас никто не пустил, мы разговаривали со сторожем. Потом ездили туда несколько раз, и все безрезультатно. Сообщили об этом в правоохранительные органы. Полицейские приезжали и закрыли пред-приятие. И вот, пожалуйста, произошла трагедия.
В администрации села говорят, что никто не обращался за разрешением на оформление земельного участка, что они не видели никаких разрешительных документов.
НЕ ПУСТИЛИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ
Еще один интересный факт. В том же декабре прошлого года жители села обращались в Законодательное Собрание области с жалобой на работу этого нефтеперерабатывающего мини-завода.
Как сообщала тогда пресс-служба ЗСО Ульяновской области, территория предприятия огорожена глухим забором. За забором слышен гул работающей установки, из трубы шел густой пар, и ощущался сильный запах сероводорода. Рядом закопанная труба протяженностью более 100 метров, через которую от нефтеперерабатывающей установки сливалась горячая вода в маленький пруд. На территорию завода специалистов профильного комитета регионального парламента и представителей местной власти не допустили.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Местные чиновники не хотят (или не хотели) видеть то, что у них творится под боком? Как же тогда правоохранители закрывали это предприятие, если там до сих пор работали люди? А, может быть, никто и не пытался выяснить всю правду об этом заводе, за которым, скорее всего, стоит “большой человек”? Ведь, судя по размаху строений (одни подземные резервуары чего стоят!), миллионов сюда вбухано немало. И еще: вполне возможно, что там перегоняли ворованную ульяновскую нефть, и чиновники знали об этом, но предпочитали молчать. Интересно, а сколько таких “предприятий” еще на территории Ульяновской области?
Кстати, в нынешнем году это не первый случай гибели сразу нескольких людей на производстве. Как уже писала “Молодежка”, в июле в Ульяновске погибли трое рабочих МУП “Городские очистительные сооружения канализации” на территории первичного отстойника №8. Они устраняли течи в колодце. Один из них спустился в колодец, где ему стало плохо. Коллеги отправились на подмогу, но также потеряли сознание. Когда приехала “скорая помощь”, все трое были мертвы. Смерть наступила из-за отравления газом. Ещё один рабочий погиб в июле в Ундорах и тоже в колодце.
Арсений КОРОЛЕВ