Прошёл год с момента запуска Россией «комбинированного транзита» из Афганистана через Ульяновск, а ни одна из стран НАТО до сих пор не подписала ни единого контракта с российскими перевозчиками.
«КоммерсантЪ» сегодня пишет, ссылаясь на свои источники, что транзит банально «простаивает» из-за высоких цен на перевозку, которые установили наши компании, так что «ни одна из стран — участниц МССБ не сочла этот маршрут привлекательным». Но есть и другое мнение: НАТО не хочет быть зависимой от России и боится, что «через транзитный рычаг РФ будет влиять на альянс, как «Газпром» через газовый рычаг — на Европу». Все эти факторы, безусловно, могут иметь место, но главная причина, как «Однако» уже писал ранее, заключается в том, что Пакистан, Узбекистан и Киргизия вновь открыли свои территории для перевозок НАТО. Причём сделали это достаточно оперативно, после того как Россия любезно пошла навстречу альянсу и запустила транзит через Ульяновск.
Напомним, что Москва в 2012 году откликнулась на просьбу НАТО об открытии обратного маршрута из Афганистана и предложила использовать аэропорт Восточный. Предполагалось, что значительная часть из более 100 тыс. контейнеров и 60 тыс. техники, отправится в Европу именно через этот пункт. Тогда многие страны — участницы МССБ заинтересовались удобным и безопасным транзитом, коим он был признан, а британцы в декабре 2012 года даже один раз протестировали его и признали тест «успешным». Теперь же очевидно, что в сравнении с тем, какие военно-политические перспективы открывает для НАТО «сотрудничество» с тем же Узбекистаном, российский проект выглядит куда менее «успешным».