или Неудавшийся Салон
День воздушного флота – всегда главный праздник ульяновских авиаторов и авиастроителей. Десятилетиями каждый год ульяновские авиастроители собираются на этот праздник. Когда-то это просто называлось праздником или авиашоу, потом почему-то стали называть авиасалоном, хотя такое название подразумевает демонстрацию авиатехники с целью ее продвижения на рынке. Видимо, по аналогии с Ле-Бурже и МАКСом, но там это действительно авиасалон, цель которого – помочь продавцам и покупателям посмотреть, сравнить, заключить контракты.
В Ульяновске же главная цель всегда была одна – устроить всем, кто любит авиацию, настоящий праздник. А для авиастроителей это – особый день. Единственный день в году, когда они могли посмотреть на плоды своих трудов в реальности, в настоящем полете, убедиться, что не зря пережили и выдержали все проблемы и трудности роста. День, когда они могли показать своим детям: «Смотри, сынок, этот самолет строил твой отец!». Когда дети могли зайти в самолет, потрогать его обшивку, зайти в кабину и удивиться обилию загадочных приборов, восхититься совершенством линий авиалайнера, красотой его полета. Всегда на этих авиашоу было множество авиатехники от самых малых до самых больших летательных аппаратов. К нам слетались самолеты из разных регионов – самодельные, серийные, самые необычные, и мальчишки с девчонками буквально ползали по ним, представляя себя отважными пилотами. Потом именно они станут новыми летчиками, парашютистами, конструкторами, инженерами и авиатехниками. Именно их ждут сегодня «Авиастар» и авиакомпании. Одним из самых интересных авиасалонов, несмотря на дикую жару и пыль, был тот, что проходил на авиастаровской «рулежке» в 2008 году – многие десятки самолетов малой авиации демонстрировали свои полеты, детей было не оттащить от них после приземления самолетов на площадку, кружили мотодельтапланы и парапланеристы, буквально почти вплотную к зрителям приземлялись парашютисты… Там царил дух авиации.
И всегда кульминацией праздника были пролет любимых детищ – Ту-204, «Руслана» и нового Ил-76МД-90А. Помню, как стотысячное шумное собрание поклонников авиации вдруг замерло и замолчало, когда медленно и величественно, гудя турбинами, на малой высоте прошел любимый гигант «Руслан». И вдруг разразилось многотысячным «Ура!». Они ради этого и приходили сюда. Этот день им необходим, чтобы еще раз ощутить чувство гордости и сопричастности к великому, что может стать хотя бы малой компенсацией их невысоких зарплат.
Увы, в этом году было мероприятие, но авиасалона как такового не было. И авиашоу, к которому привыкли ульяновцы, не было тоже. Практически не было малой авиации и фактически не было ничего кроме парашютистов (которых многие даже не успели посмотреть, поскольку сцена с ведущим была в одном конце поля, а парашютисты – в другом) и показательных выступлений самолетов Л-39 пилотажной группы «Русь». Посмотреть внутренности самолета не было возможности – лишь присевший Ан-124 мог показать свою огромную грузовую кабину, но в этом нет очарования авиатехники. И не было главного, зачем приходили авиаторы – пролета Ту-204, Ил-76 и «Руслана».
Правильно кто-то сказал в комментариях на «Улпрессе»: ульяновцы в этот день шли не слушать поп-группы – они шли к самолетам. Это авиашоу, а не рок-тусовка.
По моим данным, дело совсем не в погоде. Хотя, наверное, в климате, который сформировался в так называемой дирекции авиасалона. Причин, видимо, две. Первая – нехватка средств на проведение праздника, вторая – что организаторами становятся те, кто никакого отношения к авиации не имеет и не имеет даже представления о ней. Директор ульяновского аэроклуба Владимир Дворянинов, на плечах которого всегда раньше была организация всей авиационной части авиасалона, на этот раз сказал: «Мне стыдно, что так прошел авиасалон, и хоть немного успокаивает лишь то, что ни меня, ни аэроклуба в числе организаторов праздника нет».
Зато на всех рекламках и программках значится компания «Авиа Арт». Именно она выиграла тендер на проведение авиасалона (на сайте госзакупок ни по каким ключевым словам я так и не смог найти информацию об этом аукционе), взяв всю организацию праздника и его авиационной части, в том числе определение программы, приглашение иногородних участников, на себя. Раньше всей авиационной частью занималась Федерация авиационного спорта, На этот раз аэроклубу и Федерации авиационного спорта осталась лишь работа по обеспечению взлетов-посадок и приема парашютистов.
Да, говорят, что денег на этот раз не хватало, а никаких коммерческих вылетов Ан-124 и Ил-76 авиакомпании «Волга-Днепр», которые можно было бы привязать к празднику, не было, у авиакомпании «Полет» – свои проблемы, Ту-204СМ передан, нового у «Авиастара пока нет. Ил-76 – тоже. И только группа «Первый полет» на Як-52 и вправду не смогла прилететь из-за погоды – когда, накануне, они вылетели из Нижнего Новгорода в Ульяновск, на пути был мощнейший грозовой фронт, который на таких самолетах обойти невозможно, и они были вынуждены вернуться обратно. Впрочем, хорошо, видимо, что вернулись, поскольку места в гостинице, говорят, им даже не были оплачены. Но если бы организацией занимались те, кто увлечен авиацией, кто понимает, зачем, все это нужно, кто в реальности, а не на предвыборных плакатах понимает вечную истину, что «будущее начинается сегодня», – наверное, они бы нашли выход. Потому что мальчишкам и девчонкам, будущему поколению надо показывать настоящее, а не надувные самолетики по 300 рублей в многочисленных коммерческих палатках. Как сказал Владимир Дворянинов, «желание получить прибыль от организации такого мероприятия ни к чему хорошему не приведет, потому что коммерция и День воздушного флота не совместимы».
Авиацией должны заниматься профессионалы.
На футболках ульяновских авиационных спортсменов традиционная надпись: «Летать не вредно – вредно не летать!». Коммерсанты ее не понимают.

P.S. В этом году зрителей на авиасалоне было значительно меньше. И дело не только в дождливой погоде. Сами ульяновские авиастроители сетовали, что нельзя одновременно в один день и в одно время устраивать авиашоу и день открытых дверей на «Авиастаре». Приходилось выбирать что-то одно, и многие пошли на «Авиастар», чтобы показать своим детям, где и как работают их родители, как строят самые лучшие самолеты.