или Неудавшийся Салон
День воздушного флота – всегда главный праздник ульяновских авиаторов и авиастроителей. Десятилетиями каждый год ульяновские авиастроители собираются на этот праздник. Когда-то это просто называлось праздником или авиашоу, потом почему-то стали называть авиасалоном, хотя такое название подразумевает демонстрацию авиатехники с целью ее продвижения на рынке. Видимо, по аналогии с Ле-Бурже и МАКСом, но там это действительно авиасалон, цель которого – помочь продавцам и покупателям посмотреть, сравнить, заключить контракты.
В Ульяновске же главная цель всегда была одна – устроить всем, кто любит авиацию, настоящий праздник. А для авиастроителей это – особый день. Единственный день в году, когда они могли посмотреть на плоды своих трудов в реальности, в настоящем полете, убедиться, что не зря пережили и выдержали все проблемы и трудности роста. День, когда они могли показать своим детям: «Смотри, сынок, этот самолет строил твой отец!». Когда дети могли зайти в самолет, потрогать его обшивку, зайти в кабину и удивиться обилию загадочных приборов, восхититься совершенством линий авиалайнера, красотой его полета. Всегда на этих авиашоу было множество авиатехники от самых малых до самых больших летательных аппаратов. К нам слетались самолеты из разных регионов – самодельные, серийные, самые необычные, и мальчишки с девчонками буквально ползали по ним, представляя себя отважными пилотами. Потом именно они станут новыми летчиками, парашютистами, конструкторами, инженерами и авиатехниками. Именно их ждут сегодня «Авиастар» и авиакомпании. Одним из самых интересных авиасалонов, несмотря на дикую жару и пыль, был тот, что проходил на авиастаровской «рулежке» в 2008 году – многие десятки самолетов малой авиации демонстрировали свои полеты, детей было не оттащить от них после приземления самолетов на площадку, кружили мотодельтапланы и парапланеристы, буквально почти вплотную к зрителям приземлялись парашютисты… Там царил дух авиации.
И всегда кульминацией праздника были пролет любимых детищ – Ту-204, «Руслана» и нового Ил-76МД-90А. Помню, как стотысячное шумное собрание поклонников авиации вдруг замерло и замолчало, когда медленно и величественно, гудя турбинами, на малой высоте прошел любимый гигант «Руслан». И вдруг разразилось многотысячным «Ура!». Они ради этого и приходили сюда. Этот день им необходим, чтобы еще раз ощутить чувство гордости и сопричастности к великому, что может стать хотя бы малой компенсацией их невысоких зарплат.
Увы, в этом году было мероприятие, но авиасалона как такового не было. И авиашоу, к которому привыкли ульяновцы, не было тоже. Практически не было малой авиации и фактически не было ничего кроме парашютистов (которых многие даже не успели посмотреть, поскольку сцена с ведущим была в одном конце поля, а парашютисты – в другом) и показательных выступлений самолетов Л-39 пилотажной группы «Русь». Посмотреть внутренности самолета не было возможности – лишь присевший Ан-124 мог показать свою огромную грузовую кабину, но в этом нет очарования авиатехники. И не было главного, зачем приходили авиаторы – пролета Ту-204, Ил-76 и «Руслана».
Правильно кто-то сказал в комментариях на «Улпрессе»: ульяновцы в этот день шли не слушать поп-группы – они шли к самолетам. Это авиашоу, а не рок-тусовка.
По моим данным, дело совсем не в погоде. Хотя, наверное, в климате, который сформировался в так называемой дирекции авиасалона. Причин, видимо, две. Первая – нехватка средств на проведение праздника, вторая – что организаторами становятся те, кто никакого отношения к авиации не имеет и не имеет даже представления о ней. Директор ульяновского аэроклуба Владимир Дворянинов, на плечах которого всегда раньше была организация всей авиационной части авиасалона, на этот раз сказал: «Мне стыдно, что так прошел авиасалон, и хоть немного успокаивает лишь то, что ни меня, ни аэроклуба в числе организаторов праздника нет».
Зато на всех рекламках и программках значится компания «Авиа Арт». Именно она выиграла тендер на проведение авиасалона (на сайте госзакупок ни по каким ключевым словам я так и не смог найти информацию об этом аукционе), взяв всю организацию праздника и его авиационной части, в том числе определение программы, приглашение иногородних участников, на себя. Раньше всей авиационной частью занималась Федерация авиационного спорта, На этот раз аэроклубу и Федерации авиационного спорта осталась лишь работа по обеспечению взлетов-посадок и приема парашютистов.
Да, говорят, что денег на этот раз не хватало, а никаких коммерческих вылетов Ан-124 и Ил-76 авиакомпании «Волга-Днепр», которые можно было бы привязать к празднику, не было, у авиакомпании «Полет» – свои проблемы, Ту-204СМ передан, нового у «Авиастара пока нет. Ил-76 – тоже. И только группа «Первый полет» на Як-52 и вправду не смогла прилететь из-за погоды – когда, накануне, они вылетели из Нижнего Новгорода в Ульяновск, на пути был мощнейший грозовой фронт, который на таких самолетах обойти невозможно, и они были вынуждены вернуться обратно. Впрочем, хорошо, видимо, что вернулись, поскольку места в гостинице, говорят, им даже не были оплачены. Но если бы организацией занимались те, кто увлечен авиацией, кто понимает, зачем, все это нужно, кто в реальности, а не на предвыборных плакатах понимает вечную истину, что «будущее начинается сегодня», – наверное, они бы нашли выход. Потому что мальчишкам и девчонкам, будущему поколению надо показывать настоящее, а не надувные самолетики по 300 рублей в многочисленных коммерческих палатках. Как сказал Владимир Дворянинов, «желание получить прибыль от организации такого мероприятия ни к чему хорошему не приведет, потому что коммерция и День воздушного флота не совместимы».
Авиацией должны заниматься профессионалы.
На футболках ульяновских авиационных спортсменов традиционная надпись: «Летать не вредно – вредно не летать!». Коммерсанты ее не понимают.
P.S. В этом году зрителей на авиасалоне было значительно меньше. И дело не только в дождливой погоде. Сами ульяновские авиастроители сетовали, что нельзя одновременно в один день и в одно время устраивать авиашоу и день открытых дверей на «Авиастаре». Приходилось выбирать что-то одно, и многие пошли на «Авиастар», чтобы показать своим детям, где и как работают их родители, как строят самые лучшие самолеты.
Соня
В эти дни у меня гостят родственники с детьми из другого региона. Им очень хотелось посмотреть завод и авиашоу.
Пошли в итоге на завод, т.к. надо было выбрать что-то одно. И дети, и взростые были в большом восторге.
Почему нельзя было в субботу сделать “день открытых дверей” на заводе, а в воскресенье само авиашоу? Всегда же так было, кому это стало мешать?
ПАКС
Верно подмечено! Загубили идею манагеры..
Alex
Осадок остался с привкусом нехорошей коммерции… Эти б деньги хоть частично на развитие Аэроклуба. Загнется же скоро, ходят побираются на ремонт авиатехники… Эххх.. авиационная столица(((
нОВОГОРОДЕЦ
Истину написал Сергей Олегович. И даже не в том дело, что день авиации и коммерция не совместимы (на МАКСе всё это замечательно совмещается), а в том, на что акценты расставлены. Сперва АВИАЦИЯ, потом снова АВИАЦИЯ, а после коммерция. Вот тогда будет правильно. А было всё с точностью до наоборот. Самолеты в воздухе, а из “матюгальников” ор про то, какие замечательные инструменты “Бош” (или что там еще продавали), в небе парашютисты, а в воздухе звучит “…давайте поприветствуем ди-джея…” и все в таком ключе. В прошлые разы даже музыка, которая звучала фоном, сплошь была авиационной тематики. Видел я, как было организовано торжественное открытие соревнований авиамоделистов в этом году (организатор тот же, что и нынче на авиасалоне). Прервав полеты моделей всех участников построили для открытия (известная практика, чтобы не терять драгоценное время). Но дальше началось непонятное. Выступления лиц, выступавших с приветственными речами межевались выступлениями приглашенных артистов! в это время участники стояли в строю и изнывали от жары. А время, которого всегда не хватает, меж тем шло и шло. Когда, наконец, закончились выступления всех приглашенных, измученные участники побрели снова летать. Это показатель того, что организатор думал только о коммерческой составляющей, а не о людях и не о регламенте соревнований. Дилетанты загубят любое дело, какое бы оно не было благородное и полезное. Вот как то…
Тихий
Вот по поводу музыки правильно подмечено, в тот момент когда в небе отрабатывали программу Л-39 включили песню “ВАЛЕРА” на весь Восточный,как так то? ТУХЛЯК был, а не мероприятие.
ПАКС
Оказывается Алашеева О.В. и в авиамодельных соревнованиях засветилась.. Фестиваль Орловских рысаков, Авиасалон.. Ходили слухи, что она пыталась организовать Чемпионат России по какой-то борьбе, но её вовремя остановили.Многостаночница, однако!Передовик манагерского движения!Всё может, везде успевает! Специалист во всех делах (где присутствуют бюджетные денюжки)!
Работяга
Рукодство гороа в лице Беспаловой и области в лице Морозова не могут организовать пустяшное дело, что говорить о более важных делах.
Неугомонный Дед Соколов
Пока лётчики готовят самолёты, а парашютисты – соответственно парашюты…
Тихий
Вот теперь всё стало ясно, почему так всё уныло и скудно прошло. Оказывается, темой занимались, а точнее, присели на неё совершенно непонимающие в авиации люди, но хорошо шарящие в бизнесе. Постоянно, когда в нормальное, красивое мероприятие заползает чья-то мохнатая рука, всё тут же превращается в обычное понятие, “СРУБИТЬ БАБЛА”. Главное поделить удачно и списать красиво… Действительно, зачем думать о том, как пройдёт, что хочет видеть народ, для чего идут,тащут детей со словами: “Сейчас ты увидишь там большой самолёт будет летать!” (Знаете, как стрёмно потом мазаться перед дитём, что, мол, не летают что-то) Так это съездил вон в Баратаевку и посмотрел как стоят в музее. На Авиасалоне должно всё летать и радовать.
Даже близко не было с прошлыми Авиасалонами. Да, что ещё за мода – конкурс? Я думаю, многие понимают, как они проходят, как они роняются, перебиваются, обговариваются на откат, и тендер заберёт всегда тот, кто прошарит, а те, кто действительно болеет душой за мероприятие останутся в стороне и будут, как брошенные псы, стоять под дождём. Скука смертная была, барыг было больше, чем авиации, в прошлые года можно было обойти до 5 самолётов, сфотографироваться внутри, в один год даже суперджет был, я чуть кипятком не …ся. Где малая авиация, где тот чёрненький самолётик, пилот которого глушил двигатель в воздухе, падал, а потом вжииииииик и всё нормуль? Где ПО-2, который я наблюдал 2 раза и даже смог пробраться сфотографироваться, спасибо вратарю дырке, точнее товарищу полицейскому, который зевал стоял.
Кстати да, в этом году парашютистов чуть не просмотрел, бегом бежал, успел, ну красавцы, ну мужики со стальными… экстрим. Мягонько, с флагами, пролетели, приземлились. Зависть, но в этот момент чувствовалась какая-то гордость за Ульяновск, что вот есть у нас такие крутые перцы. Тоже прыгну, обязательно прыгну. Кстати дяденьки ещё не было с мотодельтопланом. А вот мат с велосипедистами надули, ну и зачем? Лучше бы парашютяг два раза выпустили. Короче, кроме Л-39, татарского самолётика, парашютистов, вильги и АН-2 на Авиасалоне больше ничего и не было. Это не салон, это пародия. Так об….ся, увы, но это так. Что, денег реально не хватило пригласить пилотов с их техникой и оплатить им гостиницу? Ну хаты посуточно снимите, их в Ульяновске немало. Народу мало было, в прошлом году в очереди отстояли почти минут 40 пока через металлоискатели прошли. Посещаемость крутая была, парковка грамотная, уезжать проблемно только было, но это уже от самих водителей зависело, наглецы, как всегда, то на встречку, то поперёк. В этом же году свободно приехали, свободно уехали, я только потом понял, что просто ловить нечего было и народ сливался. Говорить можно долго, но я отписал своё ИМХО. Сергей Иванович, надо как-то повнимательнее и не надо допускать барыг-спекулянтов на такие мероприятия, пусть действительно устраивают праздник те, кто может и знает свое дело. Это первый Авиасалон-2013, с которого я ушёл с полной грустью и печалью, не было того ощущения радости, гордости и патриотизма как с прошлых салонов, когда я. земной человек, буквально летел сам с Авиасалона. Может просто из-за того что Авиасалон 2013 (тринадцать)-чёрт попутал организаторов данного мероприятия и поэтому погода ещё и не очень была? Я искренне надеюсь, что этот салон забудется и в следующем году, я приду на Авиасалон-2014 с малой улыбкой и уйду с него с улыбкой до ушей, и буду всем рассказывать, как много они пропустили и зря, что не сходили. А пока могу только сказать, что “РУСЬ” можно было и с балкона посмотреть и не стоило нести свои кости на Авиасалон-2013. ПЛОХО, ОЧЕНЬ ПЛОХО!