Вчера вступил в силу запрет для чиновников и депутатов иметь счета в заграничных банках или активы в других странах. Трехмесячный срок, который был отведен законом для того, чтобы владельцы таких счетов либо избавились от них, либо уволились с госслужбы, закончился. Однако госслужащих, сделавших выбор в пользу иностранных активов, единицы. Теперь нарушение запрета влечет за собой досрочное прекращение полномочий или освобождение от должности в связи с утратой доверия. Однако эксперты полагают, что далеко не все чиновники выполнили возложенные на них обязательства, надеясь с помощью различных хитростей и уловок пересидеть «смутные» для них времена.

Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» вступил в силу 19 мая текущего года. Чиновникам был дан трехмесячный срок для того, чтобы они могли перевести свои деньги в российские банки. Под действие закона попадают лица, замещающие госдолжности, руководство Генпрокуратуры, Центробанка, госкорпораций, федеральных органов исполнительной власти, госдолжности субъектов РФ, а также должности федеральной госслужбы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляют президент, правительство или генпрокурор. Также счета в иностранных банках запрещено иметь главам городских округов и муниципальных районов, супругам и их несовершеннолетним детям. Кроме того, запрет распространяется и на кандидатов, претендующих на выборные должности.

Запрет на счета за рубежом стал очередным шагом в борьбе с коррупцией во властных структурах. После того как документ вступил в силу, ряд чиновников все же сделали выбор в пользу зарубежных активов. Из Госдумы и Совета Федерации с момента ужесточения антикоррупционных мер ушли Андрей Гурьев, Андрей Молчанов, Виталий Малкин, Анатолий Ломакин. Из Думы Чукотки ушел Роман Абрамович, от должности сенатора от Ямало-Ненецкого автономного округа отказался Дмитрий Ананьев. В администрации президента подобных случаев пока не было. А вот в правительстве отмечен один такой случай: Дмитрий Медведев освободил от должности замминистра связи и массовых коммуникаций Дениса Свердлова по его собственной просьбе, так как тот пожелал сохранить свои зарубежные активы.

Как отметили в Совете Федерации, каких-либо новых отставок в связи с вступлением закона в силу в верхней палате не планируется, но осенью СовФед рассмотрит заявление о прекращении полномочий сенатора от Ульяновской области Сергея Бажанова. Председатель комиссии Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД, Николай Ковалев заявил, что его волнует качество исполнения упомянутого закона в отношении депутатского корпуса. По его словам, самостоятельно комиссия инициировать никакие дела не будет, поскольку не имеет на это право.

Депутат Госдумы, разоблачитель «золотых кренделей», Дмитрий Гудков считает, что в целях борьбы с коррупцией будут продемонстрированы «две-три показательные порки». Гудков подчеркивает, что «все уже давно переписали свои активы на совершеннолетних детей и внуков, на братьев-сестер»; или же зарегистрировали на себя или на своих родственников фирмы в офшорах; или вложили деньги в так называемые трасты, а наиболее грамотные чиновники использовали более сложные схемы – перекрестное владение, сделки РЕПО, когда ценные бумаги покупаются или продаются с обязательством обратной продажи или покупки через определенный срок по заранее определенной цене.

Президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский в разговоре с «НИ» отмечает, что никто из чиновников и не собирался закрывать свои зарубежные счета, потому что проверить их невозможно. «Информация о зарубежных счетах скрыта от общественности, она никем никогда не публикуется, это даже запрещено. Это запрет того, что невозможно выяснить. Если человек сам это не декларирует, то шансов его разоблачить – ноль. Во-первых, у России нет никаких договоров с другими странами мира о том, чтобы та или иная страна предоставляла нашим властям информацию о счетах своих граждан за рубежом. Во-вторых, не налажена система проверки зарубежных активов», – говорит политолог.

По словам эксперта, этот закон изначально был «чистой воды пиаром, абсолютным пустозвонством». «И даже если значительное количество чиновников и их родственников имеют такие счета, теперь они их просто не будут обнародовать. Этот закон не столько о запрете иметь зарубежные счета, сколько о запрете декларировать, что у вас эти счета есть. Если раньше самые честные декларировали, а нечестные и раньше не декларировали, то теперь никто это не будет декларировать и никто не узнает, у кого где есть счета», – подчеркивает г-н Тульский.

По мнению политолога, если разоблачения о наличии незадекларированной зарубежной недвижимости появлялись весь прошлый год благодаря Алексею Навальному и другим разоблачителям «золотых кренделей», то разоблачений по поводу наличия зарубежных счетов ожидать не приходится. «Информация о том, кто владеет недвижимостью за границей, зачастую открыта, а информация о счетах не только суперзакрыта, но и во всех странах мира, в том числе и в России, преследуется по закону о нарушении банковской тайны», – подытожил эксперт.

Но в то же время никакая банковская тайна не мешает спецслужбам любых стран мира получать сведения о том, кто из госслужащих чем владеет, и, соответственно, оказывать при желании воздействие на обладателей той или иной собственности. А значит новый закон, вступивший в силу в нашей стране, заставляет любого госслужащего постоянно находиться в этом зависимом положении.