В Ульяновской области 28 июня был принят закон, касающийся порядка проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов. С первого января на жителей будет наложен еще один коммунальный платеж, а вот результаты сборов они смогут увидеть лет через двадцать, когда их очередь на ремонт, наконец, подойдет.

Закон вводит ежемесячную плату за капитальный ремонт жилых домов (5 рублей с квадратного метра жилплощади) около 300-400 рублей в месяц, фактически это новый коммунальный платеж. Но в данном случае жители платят авансом за услуги по ремонту дома, которые им еще не предоставлены. Деньги эти будут аккумулироваться на лицевых счетах некоммерческих фондов под 1,5% годовых, а учитывая уровень инфляции в 8% годовых, деньги фактически будут обесцениваться, фонды – банкротиться, а дома стоять в очереди на ремонт по многу лет. Вступает в силу этот закон с первого января.

Документ определяет, какую долю от стоимости капремонта предстоит оплачивать жильцам многоквартирных домов для его начала. Обладатели квартир, построенных еще при царе, до 1917 года, должны иметь на счету дома 15% суммы, чтобы ремонт их дома начался. Те, кто живет в домах советской застройки, должны накопить на ремонт жилья 20%. Хотя РФ приняла обязательства СССР, что жилищный фонд находится в ведении государства, и все дома до 1991 года должны передавать гражданам отремонтированными. Однако жилой фонд настолько изношен, что бюджета залатать все дыры не хватает. Многочисленные иски от жителей к управляющим кампаниям и администрации города составляют общую сумму долга в 700 млн. рублей, и исполнять обязательства по долгам они будет еще 2-3 года. Жителям, чьи дома были построены в период с 1992 по 2002 года, предстоит оплатить половину стоимости капремонта. А вот собственники новых домов, которые были построены с 2003 года, оплачивают 100% ремонта своей собственности, но и здания эти изношены гораздо меньше. Руководитель центра по защите прав потребителей Денис Литвинов считает, что все логично: собственники вторичного жилья приватизировали квартиры, а в новых домах живут те, кто сам на квартиру заработал, поэтому первым, возможно, придется заплатить больше за поддержание в нормальном состоянии того, что им досталось от государства бесплатно.

Несмотря на явные недоработки, закон принят депутатами законодательного собрания практически единогласно, а также одобрен областным правительством, прошел проверки в административно-техническом надзоре. Накануне выборов в ЗСО все стараются замять неудобную тему, потому чиновники о содержании закона говорят неохотно. Эксперты ожидают, что горожане отреагируют на нововведение болезненно. Поскольку проект не предусматривает ответственности за его нарушение со стороны собственников жилья, то могут начаться массовые неплатежи. Несмотря на то, что это, фактически, новый вид коммунального платежа, никаких льгот пенсионерам, малоимущим и многодетными не предусмотрено.

Юрист Константин Толкачев считает этот закон неправомерным, и потому подготовил апелляционную жалобу в суд (на обжалование дается 3 месяца). Он считает, что акт вводит новый налог на собственность. Однако, несмотря на противоречия, закон признан правовым, потому юрист не особо рассчитывает на удачный исход дела.

– Закон принимался для граждан, которые являются собственниками жилья, но не ощущают себя ими, фактически, он должен защитить их дом от разрушения. Беда в том, что жители по-прежнему считают, что ремонта в квартире достаточно, а что творится за дверью – не их дело, – пояснил руководитель центра по защите прав потребителей Денис Литвинов. – Некоторые приватизировали квартиру, есть те, кто купили вторичный жилой фонд, но таких – меньшинство. Другие купили жилье в новом доме за деньги, отдали не один миллион – они выбирают старшего по дому, исправнее платят за коммуналку. Проблемы с безответственностью, в основном, в старых домах, когда собственникам даже лень выйти на собрание жильцов. Есть и такие, кто получил квартиру в собственность, и пытаются ее расприватизировать – то есть отдать другим людям, они не понимают, зачем ее приватизировать.

В отношении таких людей и принят закон Ульяновской области, который спасет дом от разрушения лет через 15-20. Минусом, правда, является отсутствие контроля над продвижением очереди и ремонтными работами. Управляющей компании или чиновникам все равно, ведь они в этом доме не живут, и деньги достают не из их кармана.

В городе 3600 многоквартирных домов, пятнадцатая часть уже требует ремонта. Согласно расчетам, на ремонт многоквартирных домов ежегодно нужно 400 миллионов рублей, а последние два года бюджет Ульяновска формируется с дефицитом. Если вводить плату и аккумулировать средства на счетах, то они будут тратиться на капитальный ремонт домов, которые стоят в очереди первые. Соответственно, более новые будут ждать очереди на ремонт 20-35 лет, за это время они обветшают и упадут в цене.

И хотя идея изначально благая, до вступления в силу закон необходимо доработать: обеспечить стабильную аккумуляцию платежей на спецсчетах домов, сделать открытую очередь и обеспечить контроль над выполнением ремонтных работ. Если система не будет прозрачной, закон работать не будет, его могут попросту бойкотировать жители, отказавшись платить.

Оксана ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ

Справка редакции:
По информации регионального Фонда содействия реформированию ЖКХ и энергоэффективности, в областной целевой программе капитального ремонта, рассчитанной на 2012- 2020 гг. принимают участие жители 68 многоквартирных домов Ульяновской области, 42 из которых находятся непосредственно в городе. Общая сумма накоплений с начала реализации программы составляет 8 млн. рублей. Планируется, что капитальный ремонт в домах, которые приступили к накоплению в 2012 году и успели собрать необходимые средства, будет начат уже в 2013 году.