В настоящее время в России быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности учебных заведений и оценке качества образования. Работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе.

Работодатели все активнее взаимодействуют с учебными заведениями, участвуя как в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников.

Согласно статье 96 нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», работодатели и их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ.

Поскольку в основе оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то оценка будет выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования. И учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателей и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.

Отметим, что к профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, несомненно, должны привлекаться только работодатели, активно «потребляющие» выпускников и действительно заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах. Такие работодатели могут объективно оценить, в какой мере молодой специалист ориентируется в современных технологиях, знаком ли он с последними достижениями в сфере своей профессиональной деятельности, повысит ли его деятельность конкурентоспособность предприятия.

Работодатели в процессах общественно-профессиональной аккредитации могут выступать в двух разных качествах.

Во-первых, работодатели могут действовать как потребители результатов образовательной деятельности учебных заведений, заинтересованные в установлении реального потенциала программ, оценке качества образования с точки зрения его достаточности для ведения профессиональной деятельности на своих предприятиях. В этом качестве работодатели хотят расширить свое участие в определении направлений подготовки и набора компетенций, формируемых в ходе обучения; в предоставлении учебным заведениям консультативной помощи в разработке и развитии образовательных программ, в поддержании соответствия целей программы требованиям рынка труда и обеспечении конкурентоспособности программ

Во-вторых, работодатели могут выступать как эксперты, действующие от имени независимых экспертных организаций. В этом случае они участвуют в оценке как независимые эксперты, хорошо знающие потребности работодателей, и обязаны соблюдать нормы и правила, установленные экспертной организацией, и не могут быть лоббистами интересов соответствующих предприятий или профессиональных сообществ.

Участие работодателей в качестве независимых экспертов в оценке качества профессионального образования представляется перспективным методом их влияния на качество образования, но требует от работодателей готовности к экспертной работе и определенного ресурса времени.

«Можно сделать вывод, касающийся образования, что действительно работодатели, в том числе предприниматели, чувствуют все увеличивающийся разрыв между их потребностями и тем результатом, который достигается всей системой образования России. Вспомним известные слова Аркадия Райкина: «Забудьте все, чему Вас учили в институте». Это не шутка сегодня, и здесь мы еще не нашли оптимального алгоритма взаимодействия работодателей и системы образования, поэтому, когда мы говорим о процедуре аккредитации учебных заведений, о качестве образовательных программ, качестве обучения, то мы, конечно, должны говорить о максимальной обратной связи, которая должна быть налажена между работодателями и образовательным учреждением. Вузы должны ориентироваться на заказ работодателей и слышать потребности рынка. Необходимо поставить цель для образовательных учреждений всех уровней – наладить такое взаимодействие, причем она должна пронизывать не только высшее образование, но и, прежде всего, среднее и начальное профессиональное образование, которое готовит рабочих специалистов», считает Сергей Ренатович Борисов, председатель Попечительского совета «Опоры России», Председатель Наблюдательного совета АККОРК.

Профессионально-общественная аккредитация программ выгодна и для учебных заведений, поскольку позволяет им оценить достоинства и недостатки собственных образовательных программ; выявить факторы, сдерживающие их развитие; реалистично оценить соответствие стратегии развития программ имеющимся ресурсам.

Выполнение рекомендаций экспертов позволит учебным заведениям разрабатывать образовательные программы, способные гибко следовать за изменениями конъюнктуры рынка труда, а значит, повысить свою собственную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.