Виктория Чернышева
Соглашение о создании в Ульяновске Центра российского транспортного авиастроения подписали в среду на Международном авиакосмическом салоне президент ОАК Михаил Погосян и губернатор Сергей Морозов. В регионе хотят выстроить эффективную цепочку по производству и обеспечению жизненного цикла современной отечественной авиатехники транспортного назначения.
Как пояснил в своем блоге Морозов, Центр российского транспортного авиастроения – это совокупность отраслевых и инфраструктурных учреждений, компаний, экспертных организаций, учебных заведений. Напомним, на авиазаводе “Авиастар-СП” сейчас реализуется самый большой, по количеству поставляемых тяжелых транспортных самолетов, заказ. В рамках госконтракта ульяновцы изготовят для Минобороны РФ 39 модернизированных самолетов Ил-76МД-90А, на общую сумму почти 140 миллиардов рублей. Всего же, предполагается, что до 2020 года авиазавод выпустит более 100 воздушных судов различного назначения (в том числе, топливозаправщиков).
Компетенции в строительстве тяжелых транспортников подкреплены в регионе учебными заведениями, которые готовят кадры для авиапрома, а также пилотов гражданской авиации, техников и других специалистов. Кроме этого, в Ульяновске есть международный аэропорт, способный принимать воздушные суда практически любого типа, на территории которого сформирована единственная в стране аэропортовая особая экономическая зона (ПОЭЗ). Все это должно стать составляющей частью Центра российского транспортного авиастроения.
Предполагается, что благодаря развитию портовой зоны Ульяновская область может войти в систему глобальной кооперации и получить доступ к мировому рынку авиационной и авиастроительной отрасли, заняв до 30 процентов рынка обслуживания воздушных судов на территории СНГ. На территории ПОЭЗ построят предприятия по производству и техническому обслуживанию авиационной техники, а будут развивать логистику и оптовую торговлю товарами. В планах руководства зоны – создание “гипермаркета ТОиР (техобслуживания и ремонта воздушных судов)”, в котором можно было бы обслужить практически все виды самолетов, в том числе, широкофюзеляжных и рамповых.
Сейчас в ПОЭЗ приступили к строительству инфраструктуры. В нынешнем году здесь начнется строительство канализационных сетей, линий связи, газо- и водоснабжения, дорог, благоустройство территории. В общей сложности, здесь проведут почти 69 километров инженерных сетей. Весной 2014 года планируется начать строительство зданий и сооружений коммунальной зоны, таможенного терминала и трех контрольно-пропускных пунктов: автомобильного, грузового и для воздушных судов. Заполнить все 120 гектаров, которые сейчас занимает ПОЭЗ, инфраструктурой, полностью предполагается за следующий год. За это же время будут выполнены проектные работы на вторую очередь зоны – она будет расширена на 214 гектаров.
В настоящий момент компаний, выразивших желание работать в ульяновской ПОЭЗ, и получивших одобрение наблюдательным советом зоны, шесть. Объем заявленных инвестиций составляет 6,8 миллиарда рублей. Первой в ПОЭЗ планирует начать строительство компания “ААР Рус” (ее проект – логистический центр и центр технического обслуживания самолетов западного производства). В ближайшее время резидент начнет возведение складского терминала класса А для организации поставок и хранения запчастей и компонентов для авиационно-технической деятельности, а также других товаров.
Помимо центров ТОиР, в портовой зоне построят авиазавод, на котором будут собирать самолеты малой вместимости DHC-6 Twin Otter, организуют производство и техобслуживание авиационных приборов, а также производство самолетных электрических кабелей. На предприятиях первых шести инвесторов, с учетом планов развития, будет создано 2212 новых рабочих мест.