Сохранит ли он национальную самобытность или превратится в подобие Голливуда? Правы ли те, кто утверждает, что последние десятилетия в России не сняли ничего по-настоящему выдающегося? Есть ли сегодня актеры уровня мэтров советской эпохи? С этими вопросами мы обратились к ульяновцам в День кино, 27 августа.
Влияние кинематографа, который, как известно, – важнейшее из искусств, на наше общество сложно переоценить. Достаточно отметить, как зрители копируют прически и костюмы киногероев, а произнесенные на экране фразы прочно входят в разговорный язык. Во все времена наше кино было рупором эпохи, отражало чаяния и стремления наиболее прогрессивной части социума. Полные надежд фильмы об ученых и студентах 1960-х, ставшие классикой детективы и комедии 1970-х, философские картины-размышления переходного периода. По мнению многих любителей кино, фильм, наиболее полно отразивший смысл современной эпохи, еще не снят. А современные режиссеры, увы, все чаще лишь подражают западным коллегам в ущерб оригинальности. И ульяновские зрители не остались равнодушными к этой проблеме.
Кирилл Алексеев, служащий:
– Надеюсь, в ближайшем будущем в России появятся шедевры мирового значения. Но это произойдет лишь в том случае, если перестанут снимать бессмысленные боевики и мелодрамы, а обратят внимание на серьезное кино. Народ, насмотревшийся дешевых фильмов, уже не желает обдумывать то, что видит на экране. И кино воспринимается не более, чем фон для праздничного застолья. Что, кстати, не лучшим образом сказывается и на актерах – перестают выкладываться, жить ролью. Великие Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Олег Янковский понимали, что задача фильмов – давать пищу для размышлений. Лично я, если смотрю кино, стараюсь ни на что другое не отвлекаться. Поэтому российскому кинематографу жизненно необходимо обратиться к глубоким, философским темам и на этом строить свое будущее. А «развлекаловку» нам в изобилии поставит тот же Голливуд.
Ксения Сошникова, домохозяйка:
– То, что показывают по телевизору, я почти не смотрю. Люблю скачивать заинтересовавшие фильмы из Интернета и спокойно смотреть без рекламных пауз. Предпочитаю старое советское кино и что-то из американской классики. От того,
что снимают сейчас, честно говоря, не в восторге. Даже представить не могу, чем занимаются современные режиссеры – в большинстве фильмов режиссерской работы не видно. Посредственные сценарии, слабая актерская игра. На этом фоне наши фильмы 70-80-х годов прошлого века выглядят непревзойденными шедеврами. На них стоит ориентироваться нынешним кинематографистам.
Что же касается подражательства Голливуду, то оно есть во всем мире, никуда от этого не деться. Но одно дело перенимать действительно стоящие достижения, другое – копировать низкопробный ширпотреб. Будем продолжать так и далее – окончательно потеряем лицо нашего кино.
Алексей Серегин, чиновник: – За американским кинематографом нам гнаться не стоит, все равно не догоним. Тамошняя индустрия, астрономические гонорары артистам, мировая слава, конечно, многим нашим киношникам не дают спокойно спать. Но мы все же не Америка, у нас свой путь, в том числе и в кино. И то, что происходит в нашем кинематографе сейчас, я бы охарактеризовал, как глубокий кризис. Считаю, что из 50 выходящих сегодня российских фильмов лишь два-три действительно что-то из себя
представляют. Но будущее у нашего кино, уверен, есть. Растут бюджеты фильмов, идет активная борьба против «пиратов». Понемногу мы сможем выйти на высокий уровень.
Екатерина Соколова, студентка:
– Ситуация в российском кино напоминает мне то, что произошло с французским кинематографом в 1990-е годы. До этого у Франции было свое кино, с оригинальными сценариями, неповторимой актерской игрой. Имена Клода Лелюша, Франсиса Вебера, Алена Делона, Жана-Поля Бель-мондо гремели по всему миру. Слова «французская комедия», «французский детектив» были нарицательными, лучшие образцы изучали в киноакадемиях. И что же произошло? Все перешло на коммерческие рельсы, началось откровенное копирование американских фильмов. В результате сейчас французы отчаянно пытаются возродить былое, но это очень сложно.
Чтобы не повторять таких ошибок, нужно сохранить самобытность нашего кино. Необходимо больше снимать фильмов по мотивам серьезных произведений, экранизировать классику. Режиссерский потенциал для этого есть, талантливых молодых актеров тоже немало.
Подготовил Дмитрий Сильнов