В связи с постоянно меняющимся законодательством у индивидуальных предпринимателей в последнее время возникает очень много вопросов по уплате различных налогов и взносов. Особенно это касается страховых взносов во внебюджетные фонды.

Предпринимателю следует иметь ввиду, что предусмотренная законодательством государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается только с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

То есть гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя, обязан ежегодно уплачивать страховые взносы независимо от:

– суммы получаемого дохода и того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет;

– того факта, что он одновременно с наличием статуса индивидуального предпринимателя является наёмным работником, работающим по трудовому договору.

Важно знать, что обязанность уплачивать страховые взносы в ПФР прекращается только после государственной регистрации прекращения предпринимателем предпринимательской деятельности, т.е. внесения налоговыми органами соответствующей записи в Единый Государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) на основании заявления индивидуального предпринимателя.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель не осуществляет предпринимательскую деятельность, то ему необходимо принять решение: или сняться с учета в качестве предпринимателя, обратившись в налоговые органы с

соответствующим заявлением, или сохранить этот статус, но при этом продолжать уплачивать страховые взносы в ПФР. В любом случае, все вопросы по уплате страховых взносов, а также о возникшей задолженности по уплате страховых взносов, следует решать не в налоговых органах, а именно в том районном Управлении ПФР, где зарегистрирован (или был зарегистрирован) индивидуальный предприниматель.