«УАЗ» для Ульяновска – это не просто крупное предприятие. Автозавод – это предмет гордости для нескольких поколений ульяновцев, многие из которых проработали там всю жизнь, вложили в завод частицу своей души. И тем тревожнее для нас звучат неблагоприятные для завода экономические прогнозы. Приходится с сожалением констатировать, что этим прогнозам скорее всего суждено сбыться. Один из последних сигналов – резкое ухудшение положения рабочих завода. На днях их представители пришли в редакцию Улпрессы, чтобы через нас напомнить общественности и власти о своих проблемах.
Для начала дословно приведем здесь текст обращения в прокуратуру рабочих одного из цехов Автозавода.
«Господин Прокурор!
Мы, работники цеха окраски кузовов, работающие во вредных и опасных условиях труда, еще в ноябре 2012 года обращались к Вам с просьбой принятия мер прокурорского реагирования на незаконные действия работодателя ОАО «УАЗ» по изменению малярам чернового участка режима работы и установлению фактически 9,5-часового рабочего дня.
Воз и ныне там. В ходе прокурорской проверки, проведенной в декабре 2012 – январе 2013 гг., факты, изложенные нами в заявлении, подтвердились, но нарушения со стороны работодателя продолжаются. Все работники чернового участка так и работают в режиме 9,5 часов. Технологические перерывы работодателем не соблюдаются, а учитывая, что в жаркое время еще отключают приточно-вытяжную вентиляцию (в целях экономии), то в результате мы оказываемся на своих рабочих местах как в газовой камере концлагеря.
В качестве средств индивидуальной защиты используются средства, не обеспечивающие нам реальной защиты от вредных воздействий на организм. Проверьте, как работают эти средства. Мы же все больные, проще говоря – «смертники».
В июле 2013 года для нас объявили режим неполного рабочего времени с 22 по 27 число, тогда как в официальной прессе (см. региональное приложение к «Российской газете» «Экономика Поволжья» №159 от 23 июля 2013 года) озвучено, что мы все находимся в корпоративном отпуске. Если мы находимся в корпоративном отпуске, то почему для тех, кто не находился в этом отпуске объявлен режим неполного рабочего дня? И не только в июле, но и в августе, сентябре 2013 года мы также будем «отдыхать», но без заработной платы.
Продолжается произвол со стороны руководства цеха, которое предлагает нам уволиться, либо перевестись на другой участок, чтобы не мешали «творить беспредел», и это вместо создания безопасных условий труда и надлежащей оплаты за простой по вине работодателя за период с 22 по 27 июля 2013 года.
Сейчас придумали новую систему оплаты труда, которая предусматривает «грейды». В результате такой оплаты у нас уменьшаются часовые тарифные ставки, а увеличивается премия, то есть условия труда существенно меняются в сторону ухудшения.
Люди у нас запуганы, боятся остаться без работы. Начальство сразу предлагает уволиться. В результате у работников накапливается недовольство действиями работодателя и бездействием председателей профкома цеха и завода (Долгова Н.К. и Чувашлов А.Н. знают о ситуации, но никаких мер по защите наших интересов не предпринимают).
В конце июля этого года мы обратились к начальнику цеха Конькову Е.Б. с заявлениями о предоставлении для ознакомления карты аттестации рабочего места и ее копии, но до сих пор она нам не предоставлена: кормят «завтраками». Очевидно, есть что скрывать.
Так что, у нас «тот прав, у кого больше прав»? Значит, у прокуратуры прав меньше, чем у работодателя и тот может творить беспредел, не отвечая за свои действия и игнорируя закон о труде?
Вторично просим разобраться с беспределом в нашем цехе и защитить наши права. Или нам следует обратиться в последнюю инстанцию – к президенту России?»

Похожее обращение рабочие направили в региональный профком.
Ненадлежащие условия труда, нарушение трудового законодательства… И в эти самые дни рабочие УАЗа находятся в неоплачиваемом отпуске. В наше распоряжение попала копия приказа за подписью исполнительного директора УАЗа Р.С. Гана о введении на предприятии режима неполного рабочего дня с 28 августа по 6 сентября включительно. В качестве причин, побудивших руководство завода пойти на такие меры, называются «снижение спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках» и необходимость «недопущения снижения нормы выработки и численности персонала», а один из пунктов приказа звучит так: «3.1. Оплату труда работников на условиях неполного рабочего времени произвести пропорционально отработанному времени, выполненному объему работ по утвержденным тарифным ставкам, сдельным расценкам, должностным окладам (ст. 93 п.2 ТК РФ)».
У нас имеются большие сомнения в уместности и правомочности обращения в данном случае к 93 статье Трудового кодекса, поскольку она регламентирует возможность введения неполного рабочего времени для беременных женщин, родителей, или лиц, осуществляющих уход за больными родственниками ПО ПРОСЬБЕ РАБОТНИКОВ, а не по инициативе работодателя. На наш взгляд, в данном случае было бы правильно расценивать вынужденные отпуска как простой по вине работодателя, который оплачивается в размере не менее 2/3 от оклада или тарифа (статья 157 того же Трудового кодекса). Ведь рабочие не виноваты в том, что «уазики» перестали покупать. Так почему руководство завода перекладывает финансовое бремя своих экономических проблем на простых работяг?
Мы понимаем, что «УАЗ», как и все российское автомобилестроение переживает не лучшие времена и намерены в ближайшее время подробнее остановиться на его проблемах. Более того, вступление России в ВТО еще сильнее ударит по Автозаводу в следующем году, когда ввозные пошлины на автомобили иностранного производства придется снизить и они резко подешевеют, сделав «уазики» еще менее конкурентоспособными. Однако это не повод притеснять рядовых работников. Все они имеют семьи и воспитывают детей, и участившиеся неоплачиваемые отпуска больно бьют по их кошелькам. В этой ситуации больше всего удивляет бездействие заводских профкомов, которые, казалось бы, для того и нужны, чтобы защищать права рабочих. А они молчат, допускают беспредел руководства по отношению к трудящимся, нарушение их прав и попустительствуют откровенному давлению.
Нам не хотелось бы усиления социальной напряженности на Автозаводе, поэтому мы обращаемся к руководству предприятия и региона с просьбой прислушаться к тому, о чем просят рабочие. «УАЗ» – наше общее достояние и потерять его было бы преступлением по отношению к отцам и дедам, построившим его и проработавшим на нём всю свою жизнь.