Завершил свою работу IV созыв Законодательного Собрания Ульяновской области. Завершил, не дотянув всего одного заседания до круглой цифры – 100. Попробуем разобраться, что было в его работе хорошего, а что – не очень.
«В последнюю осень ни строчки, ни вздоха, Последние песни осыпались летом, Прощальным костром догорает эпоха И мы наблюдаем за тенью и светом…»
Безусловно, прав уже бывший первый вице-спикер Александр Майер-старший. Созыв отработал минимум два тяжелейших момента. Пик мирового финансового экономического кризиса и передачу ряда полномочий с федерального уровня на региональный, без передачи финансирования. Даже регулярно увеличивающийся бюджет региона это выдержал с огромным трудом. НО выдержал. И здесь как никогда сказалась именно работа областного парламента. Именно депутатам ЗСО необходимо было решать, какие областные целевые программы приостановить, какие закрыть. Нет, правительство региона также внесло свою лепту. Но оно решало размеры дефицита бюджета, а вот конкретику, на чем именно экономить, обсуждал депутатский корпус.
Здесь надо отдать должное работе фракции «Единой России». Очень часто ее заседания проходили бурно. Дело доходило до весьма жарких споров, мнения бывали диаметрально противоположными… Но на рабочих заседаниях ЗСО члены фракции голосовали именно так, как решило большинство. (Не факт, что оно принимало абсолютно верные решения, но назвать их ошибочными также нельзя). В целом, парламентское большинство собрания свою функцию выполнило. Время перейти к недостаткам созыва. Апеллируя к излюбленной фразе того же Май-ера-старшего, «заседание – не место для дискуссий, они должны вестись во фракциях и комитетах», скажем, что оно более чем спорно. В конце концов сложно представить себе членов фракции КПРФ, посетивших заседание фракции «Единой России» и начавших на нем жаркие споры. («Справедливая Россия» и ЛДПР, несмотря на юридическую многопартийность ЗСО, и вовсе были представлены в IV созыве в единственном числе).
Именно в ходе рабочих заседаний и должен высказываться весь спектр мнений. Другое дело, что те же коммунисты весьма часто пытались превратить обсуждение важных вопросов в фарс, переводя разговор в русло мировой политики, исторических экскурсов, а иногда и откровенной грубости.
Еще одним явным недостатком созыва было молчание ряда депутатов. Молчали эсеры (после перехода на работу в областное правительство Николая Доронина), молчали «соколы Жириновского» – и Сергей Маринин, и сменившая его Татьяна Харитонова. Молчало немало «единороссов». Причем все перечисленные молчали не только на заседаниях комитетов и ЗСО, они не рвались рассказывать о своих делах и о проблемах региона в прессе. Депутат областного парламента -личность публичная и обязанная всегда иметь свое мнение. Молчать, как в анекдоте про мальчика, которые заговорил только в пятнадцать лет, когда каша подгорела («а чего говорить-то, до этого все нормально было»), депутатам нельзя. Иначе это не депутаты.
Через три дня мы с вами, уважаемые улья-новцы, выберем новый, V созыв областного парламента. Дай бог, не зависимо от партийной принадлежности, новые депутаты не повторят ошибок своих предшественников. Дай бог, «сыграют лучше». «Осенняя буря, шутя, разметала Все то, что душило нас пыльною ночью, Все то, что дарило, играло, мерцало Осиновым ветром разорвано в клочья».
Феликс ИЛИН и Юрий ШЕВЧУК