Светлана ЧЕРНЫШОВА
Что толкает детей на преступления и кто виноват в подростковой агрессии, читателям «КП» рассказывает педагог-психолог.
В предыдущих номерах мы писали о мальчике из Ишеевки, который обстрелял из пневматики пятерых детей, мирно играющих во дворе (http://kp.ru/2863). Когда за оружие хватается озлобленный жизнью уголовник или замученный похмельем алкаш, это еще как-то можно объяснить, но когда стрельбу по людям открывает тринадцатилетний подросток, это просто не укладывается в голове. Толи заигрался парень в компьютерные «войнушки», то ли обида была столь сильной, то ли хотел продемонстрировать окружающим свою «крутость»… непонятно. О том, что толкает детей на преступления, что вызывает их агрессию и неприятие окружающего мира, мы поговорили с педагогом-психологом центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Юлией Рыбочкиной.
– Причины агрессии могут быть самые разные, – говорит Юлия Викторовна. – Не исключается возможность психического заболевания. Например, как раз в подростковом возрасте может наступить дебют шизофрении. Конечно же, немалую роль играют наследственность, особенности внутриутробного развития и другие аспекты, лежащие в области медицины. Что же касается психологии, то есть такое понятие – алекситимия. Обозначает оно особенность, характерную для многих современных детей и подростков: они не способны отслеживать собственные чувства и эмоции.
Если такого ребенка спросить: «Что ты сейчас чувствуешь?», он ответит: «Ничего». Про свое настроение скажет «нормальное», у него все всегда «нормально». Таким же образом он не может отлеживать чувства другого человека, его боль или страдание. Такие дети не умеют считывать эмоции по мимике, по жестам. Отсюда и жестокость. Сколько в последнее время случаев, когда дикие сцены издевательства подростки делали достоянием Интернета, и они действительно не понимают боль своих жертв – «а че здесь такого?». И это не патология, это – особенность.
Зачастую взрослые, считает психолог, сами ее культивируют. Например, при ребенке могут сказать в адрес бомжей или бродячих собак: “Стрелять их надо!”.
– Подобными словами и отношением мы сами приучаем детей к жестокости, – говорит Юлия Рыбочкина. – Да, мы объясняем, что надо быть добрыми, всем помогать, а сами что делаем? Дети не слушают, а берут с нас пример. Вот говорят, что в кино сплошные убийства, в Интернете одно насилие! Да, это тоже есть, но невозможно пробудить в подростке садистские установки, если они в нем изначально не заложены. Если ребенок увечен боевиками и триллерами, это вовсе не значит, что он возьмет ружье и отправится палить по прохожим. Никогда не верю, если говорят, что подросток Вася, паинька и добряк, вдруг взял ружье и расстрелял 15 человек. Быть такого не может! Людей не трогал, значит, кошек мучил или жукам крылья отрывал. Только внимания на это никто не обращал.
Психолог советует родителям быть чуткими, особенно если их ребенок аутсайдер. Тот, кто шумит и выступает, этим самым уже выпускает агрессию, а вот на того, кто тихо сидит в уголке и что-то про себя думает, надо обратить внимание. Нередко акту агрессии предшествует ауто-агрессия – агрессия, направленная на самого себя: дети, например, царапают острым предметом кожу на руках. Им внутри настолько больно и невыносимо тяжело, что возникает непреодолимое желание превратить эту душевную боль в боль телесную. Странные увлечения,странная музыка, которую слушает ребенок, – все это тоже должно насторожить близких людей. Не запрещайте, не критикуйте, а попытайтесь выяснить, что именно ему интересно в фильме и чем привлекает его та или иная мелодия. Поговорите откровенно с ребенком, узнайте, о чем он думает, что чувствует, какие у него проблемы. Дайте ему понять, что он не одинок в этом мире, что рядом есть человек, который его любит и поможет преодолеть возникшие трудности. Если чувствуете, что справиться с ситуацией самостоятельно вам не под силу, обращайтесь к специалистам.