Уже как-то стало традиционным для представителей оппозиции (и просто ей сочувствующих) объяснять низкую явку на любых выборах тем, что народ, дескать, «проголосовал ногами». По умолчанию это означает, что этот самый народ, таким образом, якобы демонстрирует власти свое решительное «фу». На самом же деле такая интерпретация, к слову, действительно, негативного явления, не имеет ничего общего с действительностью, являясь при этом не более чем попыткой сохранить лицо на фоне собственного провала.

С тем же успехом, исходя из логики «голосования ногами», можно смело предполагать, что избиратель не пришел на участок, поскольку его и так все устраивает (понятно же, что активность в большей степени свойственна людям чем-то недовольным, нежели тем, у кого «все пучком»). Кто обычно ходит на выборы? Как раз-таки менее защищенные в социальном плане категории: пенсионеры и бюджетники. Плюс с недавнего времени защитники «нашей и вашей свободы». Иными словами, избиратели, лично заинтересованные, либо в изменениях, либо стабильности.

Не менее правдоподобной, на первый взгляд, выглядит и версия о том, что низкая избирательная пассивность на участках в день выборов – это, вообще, своеобразный показатель отношения россиян к демократии в целом и выборам в частности (для кого-то просто выборов различного уровня слишком много, кому-то они в принципе не нужны). И с этим утверждением тоже сложно поспорить. Продолжать гадать можно до бесконечности, но истинные причины, как мне кажется, лежат несколько глубже всех этих поверхностных суждений, а их внимательное изучение требует проведения серьезных научных исследований. Поскольку очень сложно бороться с чем-то методом тыка, не понимая отчетливо, что лежит в основе проблемы. Пока же, складывается такое впечатление, что к ее решению подходят ровно также, как и выстраиванию пресловутой молодежной политики – действия носят хаотичный характер и продиктованы, прежде всего, субъективными оценками тех, кто этим процессом руководит в определенный промежуток времени.

Все гораздо сложнее, чем неудачная дата выборов, нежелание делать выбор, потому что все плохо/хорошо или «все равно ничего не изменится». Это во многом вопрос отсутствия соответствующей политической культуры, изменить которую так, с кондачка не получится. Ведь очевидно, что мотивация к реализации человеком активного избирательного права лежит, как в плоскости запроса на изменение или сохранение существующего порядка (выборы – главнейший политический инструмент), так и плоскости выполнения гражданского долга (голосование – это обязанность каждого ГРАЖДАНИНА).

И последнее. Говоря о тех, кто проигнорировал выборы, как о «проголосовавших ногами» (не суть за что), мы ничуть не приближаемся к решению проблемы низкой явки. Потому как вместо попытки создания устойчивого общественного неприятия к такой форме гражданской пассивности, по факту, в угоду сохранения чьего-то «политического лица» происходит уравнивание тех, кто пришел на избирательный участок, и тех, кто нашел для себя более интересное занятие. Хотя это, разумеется, абсолютно не так.