Так полагают директор и актеры театра «Мастерская Петра Фоменко». В рамках фестиваля «Лучшие спектакли «Золотой маски» в Ульяновске» труппа представила на суд зрителя свою самую знаменитую постановку – «Волки и овцы» по бессмертному произведению Александра Островского.
Этот спектакль в театре идет ни много ни мало – двадцать один год. По словам самих артистов, за это время они сыграли его более пятисот раз. Менялся актерский состав, выступали на разных сценах, но основа оставалась прежней. Пришедшие на спектакль ульяновцы характеризовали его одним словом – классика. Да-да, именно традиционные, исконные основы делают спектакль по-настоящему бессмертным и обеспечивают ему неувядающий интерес публики.
– Иначе и быть не может, – подчеркнул директор театра Андрей Воробьев. – Любая классическая постановка просто обречена на успех, в отличие от тех же экспериментов, которые зритель может воспринять неоднозначно. Ведь для эксперимента очень важно, чтобы он на чем-то базировался. Сегодня есть большое количество молодых режиссеров, которые не могут полноценно поставить Островского или Чехова, но уже берутся за поиски. А поскольку нет школы, опыта, этот карточный домик рассыпается.
В какой-то момент спектакль даже хотели снять с репертуара.
– Но потом взяла верх «театральная жадность» и мы по-прежнему его играем, – продолжил директор театра. – И на «Волков и овец» также охотно идут, иной раз билетов не достать. Сравниться с этим спектаклем по популярности может разве что «Бесприданница», но это опять-таки классическое произведение. С течением времени изменялась реакция зрителей некоторые моменты переставали казаться смешными, иные наоборот. Например, в начале 90-х в зале стоял истерический хохот после реплики «Послушай меня, Василий Иваныч, баллотируйся!». Потом смеяться перестали. А в Ульяновске показ совпал с днем выборов и зрители вновь оживились.
Вторым слагаемым успеха «Волков и овец» труппа считает сюжет, близкий и понятный многим.
– В определенные моменты жизни любой из нас может примерить на себя шкуру овцы или волка, – объяснила актриса Галина Тюнина, сыгравшая Глафиру. – Проще говоря, быть и палачом и жертвой. Кроме того, в спектакле две определяющие темы – любовь и деньги. И у нас сложилось впечатление, что ульяновцы в этих двух вопросах очень хорошо разбираются (смеется).
Не сговариваясь, актеры отметили, что за долгие годы они настолько «срослись» со спектаклем, что развивались параллельно с ним, первое время словно входя в роль, а затем перевоплощаясь в персонажей. Галина Тюнина призналась, что в ее характере есть что-то от целеустремленной Глафиры, всеми силами старающейся вернуть себе беззаботную светскую жизнь. А Кирилл Пирогов, исполнивший роль Горецкого, рассказал, что долгое время не мог добиться реакции публики, поскольку до него Горецкого играл другой артист. По сей день, по словам актера, после одной из реплик ему хочется написать заявление об уходе, поскольку многие считают, что она звучит не должным образом. Сам Кирилл, знакомый кинозрителям по работе в фильмах «Брат-2», «Жмурки», «Сестры», «Дневник убийцы» и здесь сделал своего героя глубокой личностью, с чертами и поэта, и негодяя.
– Вместе с тем, комедия для меня один из самых сложных жанров, – рассказал Кирилл. – Но она любима зрителями.
– Это легко объяснимо, – подключился к разговору Алексей Воробьев. – Жизнь сейчас трудна, и немало людей приходит в театр отдохнуть, расслабиться. И все же мы стараемся не опускаться до банального развлечения, но давать возможность зрителю думать, сопереживать героям, находить ответы на волнующие вопросы.
В ходе спектакля публика старалась разглядеть в постановке «восточные нотки», все-таки режиссером «Волков и овец» выступила китаянка Ма Чжен Хун. Это была ее учебная работа, вначале она ставила отрывки, которые решено было объединить в полноценный спектакль.
– Но получилось, что она учила нас, а мы ее, – объяснила Галина Тюнина. – Помню, на первой репетиции сцены с Глафирой и Лыняевым она завела нас в комнату с закрытыми окнами, серыми стенами, где стояло два железных стула. Мы начали объяснять, что по сценарию должен быть сад, воздух, открытое пространство. Так постепенно она начала проникаться духом Островского. А мы переняли ее китайское упорство.
Спектакль «Волки и овцы» триумфально шествовал по лучшим сценам Европы, был представлен в Японии. И лишь однажды актерам показалось, что они потерпели полный провал – реакция публики отсутствовала. В результате постановка шла намного меньше положенного времени. Но оказалось, что зрители в тот день пришли в театр как на урок актерского мастерства.
– Это было в Пекине на главной национальной сцене Китая, – вспоминал Андрей Воробьев. -На спектакль пришло множество студентов-актеров и режиссеров поучиться, как надо работать. Сидели совершенно молча и внимали. А для других зрителей полной неожиданностью стало то, что постановка не имела никакого отношения к Николаю Островскому, которого в Китае изучают в школах. И, увидев вместо Павки Корчагина сцены из дворянской жизни, просто впали в ступор (смеется).
– Ульяновский зритель в этом плане – полная противоположность, – подчеркнула Галина Тюнина. – Нас приняли очень хорошо, может даже слишком. Чувствуется театральная культура, готовность осмысливать происходящее на сцене. Я слышала, ваш режиссер Юрий Копылов ставил спектакли, которые длились по четыре-пять часов. Чтобы воспринимать такое, необходимо понимать язык драматургии. И считаю, что наш спектакль дошел до каждого зрителя, а это для нас самое главное. Мы понимаем, что сейчас вашему театру приходится учиться жить без своего учителя, также как нам без Петра Наумовича Фоменко.
– Наш театр с большим бюджетом, в коллективе более 400 человек, – подчеркнул Андрей Воробьев. – У нас есть спектакли, отрывки, но пока мы не знаем, будут ли они нацелены на постановку на сцене или нет. В театре активно практикуется работа со стажерами, лучшие из которых становятся нашими актерами. У нас есть «Вечер проб и ошибок», придуманный Петром Фоменко, где мы смотрим и обсуждаем творческие идеи. Иногда эти вещи перерастают в целые спектакли.