Кукольный спектакль для взрослых – насколько это актуально? На этот вопрос убедительно ответил костромской театр кукол, представивший ульяновцам свою постановку чеховского «Медведя».
Не уступающий традиционному драматическому театру ни в богатой истории, ни в творческих заслугах, театр кукольный долгое время ставил произведения лишь для юных зрителей, опрометчиво полагая, что взрослые дяди и тети вряд ли захотят смотреть на оживших кукол. Потому и репертуар состоял почти целиком из сказок. Тем неожиданнее стало присуждение премии «Золотая маска» 2011 года именно кукольному спектаклю «Медведь». Отважившийся на этот шаг режиссер Владимир Бирюков уже имел за плечами опыт постановок кукольных спектаклей для взрослых и счел, что у подобного дела большое будущее.
– Кукольные театры лишь недавно начали ориентироваться на зрителей постарше, и тому был ряд причин, – объяснил Владимир Бирюков. – Не каждый театр достиг того творческого уровня, чтобы браться за серьезные произведения. Это серьезный шаг и для режиссера и для артистов. Ведь если человек всю жизнь играл зайчика и никак не вырос в профессиональном плане, то останется зайчиком до пенсии.
– А почему выбрали именно чеховского «Медведя»?
– Это был год Чехова и те, кто финансировал проект, предложили поставить что-нибудь из произведений Антона Павловича. Я выбрал «Медведя» просто потому, что это красивая, трогательная история о любви. Вдобавок, ее все помнят со школы. В сюжетном ряду ничего не менялось, сохранен авторский текст. Кукольный театр открывает массу возможностей. Кукла может быть вечно молодой, уменьшаться или расти на глазах. Внешние эффекты помогают выразить внутренний смысл героя, характера.
– На ваш взгляд, насколько востребованы такие спектакли у зрителя?
– Любая постановка для взрослых просто обречена на успех. Причем, на спектакли приходит много молодежи. И не той молодежи, что уплетает поп-корн, а той, что любит думать, сопереживать героям. Это видно по реакции публики – из зала никто не уходит равнодушным.