Праздники, фестивали, гастроли, выставки… Жизнь городская богата этими массовыми и красочными мероприятиями. Но это лишь малая толика того, что делается в Ульяновске для развития культурной жизни. Проблема развития культуры, духовных потребностей горожан от мала до велика, глубока, и не всегда она на виду. Но работа кропотливая и системная ведется всеми, кто отвечает за духовность, за сохранение и развитие лучших культурных традиций нашего края. Именно об этом мы беседовали с начальником Управления культуры администрации Ульяновска Еленой Топорковой, которая приехала к нам в редакцию прямо с совещания совета директоров детских школ искусств.
– В Ульяновске двенадцать школ искусств и одна художественная школа, – рассказала Елена Николаевна, – и говорили мы сегодня, в том числе, о воспитании духовности. Буквально на днях прошла учредительная конференция автономной некоммерческой организации «За советскую школу» по вопросу возвращения в современное образование лучших традиций. Новшества, модернизация – замечательно и необходимо. Но как важно помнить, что одна из основных задач педагогов – участие в формировании личности, воспитании человека не просто образованного, а такого, в котором будет милосердие, доброжелательность – все лучшие черты, которые мы хотели бы видеть в тех, кто находится рядом с нами, кто будет жить и строить страну после нас. Сейчас наши учреждения этим и занимаются, и для этого мы разрабатываем новые проекты, внедряем новые идеи. Обучать деток, воспитывая прекрасное, начинаем уже с полутора лет, памятуя о русской народной поговорке: «Воспитывать ребенка нужно, пока он поперек лавки лежит». Очень интересный класс есть в школе искусств №8, там нельзя без умиления смотреть, как полуторагодовалые ребятишки совместно с родителями участвуют в настоящих спектаклях! Понятно, что они еще толком и говорить-то не умеют, но шумовые инструменты освоили прекрасно! Учеными доказано, что именно в возрасте от 1,5 до 3 лет пробуждается чувственная сфера ребенка. От того, насколько активным будет процесс накопления ярких, эмоциональных впечатлений, во многом зависит его дальнейшее интеллектуальное и музыкальное развитие.
– Талантам надо помогать -старая истина. Процесс раскрытия, воспитания и обучения талантов приносит свои плоды. Кем сейчас может гордиться ульяновская культура?
– Если говорить о профессионализме ульяновских педагогов дополнительного образования, то он не раз был доказан успехами их воспитанников. Более 1000 учащихся детских школ искусств города стали лауреатами и дипломантами Всероссийских и Международных конкурсов в 201 1-2013 учебных годах – все это их заслуга! Наши педагоги, без какого-либо преувеличения, – лучшие в стране: педагог детской школы искусств №5 Наталья Матвеева – была победительницей Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств», первое место в этом конкурсе занимала и Надежда Яффарова – преподаватель ДШИ №11, директор ДШИ №10 Александр Додосов является обладателем областной премии «Браво, маэстро!». Их тяжелая, кропотливая работа и самоотдача заслуживает уважения и благодарности. Кстати, о благодарности: впервые на городскую Доску почета в 2013 году были занесены четыре работника культуры, в их числе и педагоги Наталья Матвеева и Надежда Яффарова.
Отмечу, что сейчас педагоги очень успешно перестроились на творческое развитие не только детей, но и всех возрастных категорий ульяновцев, ведь в школах искусств появилась возможность работать со взрослым населением, заниматься творчеством в более углубленном направлении. Не секрет, что многие только на пенсии открывают в себе таланты…
У нас есть очень много направлений и клубов. При пятой школе искусств создан «Клуб деловых старух». Они сами так себя назвали. Это – признак здорового юмора. Именно их представители записались волонтерами на Олимпиаду в Сочи. У нас активно работает такой межведомственный проект, как «Летняя академия искусства, спорта и труда АИСТ», в рамках которого только в наших школах искусств более двух тысяч человек получили первоначальные навыки в живописи, вокале, хореографии, декоративно-прикладном творчестве.
Не могу удержаться от еще одного примера. Третья школа искусств. В кабинет к директору входит милиционер, в форме. Все присутствующие напряглись: что-то случилось? А он и говорит: «Это у вас здесь учат на скрипке играть?» Он у них занимался год! И оказался прилежным, талантливым учеником… Может, для себя, а может, и для ребенка своего старался.
Наша задача – менять восприятие мира, потому что есть люди, которые не хотят замечать перемен. У нас проходил праздник в городском парке Владимирский сад, проводилось мероприятие сотрудниками одного из банков. Когда им предложили эту площадку для праздника, все сотрудники хором: да вы что! Многие запомнили парк в запущенном состоянии 90-х годов. Но они пришли, посмотрели, парк уже не тот, который был раньше, получился замечательный праздник, стильный, красивый.
– Библиотеки не умирают? Компьютеры и другие электронные чудеса не вытеснили книгу из жизни человека?
– Это очень большое заблуждение. Ульяновские библиотеки сейчас реализуют множество интересных проектов, у которых всегда есть свой зритель и читатель. Уже в течение нескольких лет в теплое время года библиотекари создают свое неповторимое, творческое пространство в любимом месте отдыха горожан
– Карамзинском сквере. Ульянов-цы с удовольствием участвуют в библиотечных проектах «Лите-раТоиг», «Прочитай мой танец», «Ночная книга». Местами для реализации проектов становятся парки, скверы, трамваи, теплоходы – городское пространство объединяет читающих людей. А мы выходим в народ, чтобы, пообщавшись с нами, люди приходили в библиотеки. У нас впервые в этом году был объявлен грантовый конкурс «Библиотека
– современный информационный центр». Эти гранты направлены не только на техническое обеспечение библиотечного дела, но в первую очередь на то, чтобы активизировать самих библиотекарей. И они охотно принимают новые формы работы.
Мало того, мы стали заниматься социальной деятельностью и рады этому несказанно. Вот вам живой пример: бабушка с внуком шли в библиотеку поменять книжку, а бабушке надо было еще и за квартиру заплатить. Книжку поменяли. А тут – в отремонтированной обновленной библиотеке
– детский уголок, пуфики, горки, ребятишки читают, общаются… И малыш – ни в какую, ты иди, а я здесь побуду. Библиотекари пошли навстречу. Бабушка сделала все, что запланировала, а внук в это время – пристроен и, главное, при хорошем деле, провел время с пользой.
А наша 27-я библиотека стала десятой библиотекой в мире, которая носит имя Сергея Михалкова. Дети пришли на мероприятие, посвященное присвоению имени поэта, выучили и читали стихи
Михалкова, ребятам дарили книги, и, что особенно радует, они не просто листали страницы в поисках картинок, а тут же начинали читать. При поддержке Российского Фонда культуры мы проводим встречи с известными российскими деятелями культуры, с детскими писателями и издателями, семинары в рамках международного проекта «Сегодня – дети, завтра – народ». Как сделать так, чтобы библиотека стала живым организмом, привлекала к себе людей? Я уверена, ульяновским библиотекарям есть что рассказать своим коллегам, и эта тема прозвучит на Всероссийском библиотечном форуме «Люди и книги», который мы организуем 30 сентября.
Библиотеки города – это центры общественной деятельности, которые тесно сотрудничают с обществом, с различными учреждениями, создают совместные программы по обслуживанию в социальной и культурной сферах. Поверьте, библиотека с ее уютом, массой литературы и современной техникой может стать лучшим информационным учреждением, чтоб довести до населения любую мысль, любую идею. И не надо с иронией произносить слова «культурная столица». Ворчать и критиковать легко. Только если ни к чему не стремиться, не ставить никаких целей и задач, то так и будем топтаться на месте, а нам нужно идти в ногу со временем. Работа идет, двери учреждений культуры открыты для всех добрых начинаний.