Тротуары для людей или тротуары для автомобилей? Этим вопросом в Ульяновске задается практически каждый пешеход, особенно в дождь, когда зачастую приходится обходить припаркованные на тротуаре машины по проезжей части. Как бороться с автомобилистами, которые не думают о других? Мы предлагаем несколько конкретных алгоритмов.
Для начала стоит определиться с правовой базой, которая фактически сводится к статье 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». До 1 июля 2012 года в этой статье слова «тротуар» вообще не было, но принятые поправки ввели ответственность именно за парковку на тротуаре. Теперь за нарушение полагается штраф в 1000 рублей, а также возможно задержание транспортного средства. Кроме того, полагается наказание в виде штрафа в 2000 рублей и за движение по тротуару (статья 12.5.2 КоАП РФ). Но доказать движение по тротуару несколько сложнее, чем просто парковку на нем. Для этого необходимо четко показать, что иначе на «парковочное место» автомобиль попасть не мог.
Так как же действовать?
1 способ. Простой.
На незаконно припаркованный автомобиль или группу автомобилей можно пожаловаться в ГИБДД с помощью формы на сайте структуры – http://www.gibdd.ru/letter/ . Для того, чтобы обращение возымело действие, к обращению следует приложить как минимум фотографию нарушения на котором будет отчетливо виден номер(а) автомобиля (автомобилей). Само обращение можно писать в произвольной форме, но обязательно необходимо указывать ФИО и адрес, по которому Вы хотите получить официальный ответ на Ваше обращение, а также указывать дату фиксации нарушения. Кстати, чтобы обращение возымело свое действие, отправлять его следует не позднее, чем через 2 дня после выявления нарушения.
Ответить на Ваше обращение обязаны в течение 30 дней. При этом следует приготовиться к тому, что территориальное управление ГИБДД придется посетить лично как минимум один раз для дачи очных показаний. Иного способа выявления подлинности личности обратившегося у ГИБДД нет.
Впрочем, по словам активистов, использующих подобный способ обращения, в Ульяновске работает вариант с прикреплением скана заявления с личной подписью. Но в этом случае если дело доходит до суда, являться в него придется лично, так как у сотрудников инспекции на руках не будет оригинала Вашего заявления, который может затребовать суд.
2 способ. Высокотехнологичный.
Проблему личного визита можно решить если посылать обращение не через форму обратной связи на сайте ГИБДД, а через портал Госуслуг, подписав электронной подписью. В этом случае лично приходить куда-либо в большинстве случаев не придется. Единственное исключение, опять же, вызов суда. Но опыт показывает, что в суд заявителя вызывают крайне редко.
3 способ. Организационный.
Согласно городским правилам благоустройства, территория тротуара возле многоквартирного дома относится к придомовой территории. Если эта территория отмежевана, то необходимо понимать, что она является коллективной собственностью жильцов. Следовательно, собственники имеют полное право либо требовать от управляющей организации либо устанавливать самостоятельно ограждение тротуаров. Таким образом, можно физически исключить возможность парковки на тротуаре.
Способ хоть и кардинальный, но на практике в случае многоквартирного дома трудно реализуемый. Для установки ограждений необходимо заручиться поддержкой большинства жильцов, а это зачастую невозможно.
4 способ. Креативный.
Служба судебных приставов на днях запустила сервис проверки должников. Думаем, что мы были не первыми, кто протестировал сервис, введя в строку поиска фамилию «Морозов», имя «Сергей», а отчество «Иванович». Появилось несколько результатов – непогашенные взыскания за нарушения ПДД. Думаем, не стоит и говорить, что должником оказался вовсе не тот Сергей Иванович Морозов, о котором все сразу подумали. Ситуация, когда крупного чиновника или, например, прокурора, кто-то оштрафует за нарушение правил парковки, в России, увы, ближе к фантастике, чем к реальной жизни.
Этим неравенством вполне можно воспользоваться – традиционно те, кто не боятся закона, боятся начальника, то есть реальной для них силы.
Вариантов несколько. Первый, и очевидный, связан с публикацией фотографий нарушений ПДД автомобилями с «блатными» номерами. Но это решение весьма узкое и не позволяет бороться с проблемой хотя бы на уровне двора комплексно.
Гораздо более эффективным выглядит решение с намеком на силу. Так, нам стал известен интересный пример борьбы с незаконно припаркованными автомобилями – в одно прекрасное утро под дворниками у каждой машины обнаружились бумажки примерно такого содержания:
«Уважаемый! В нашем дворе организуется платная парковка. Вы поставили автомобиль на её территории. Предлагаем Вам больше не повторять ошибки!».
На следующий день количество припаркованных автомобилей на тротуаре уменьшилось раза в два… И безо всяких обращений в ГИБДД.