Обзор событий и прессы за 16-22 сентября.
Неделя прошла под знаком конфликта вокруг строительства гостиницы «Мариотт». Кажется, что он без остатка съел всю информационную повестку. На самом деле эта ситуация только обнажила существующие системные проблемы, лежащие в основе большинства внешних проявлений социальных недугов. Свой «мариотт» теперь будет воспроизводиться в каждой из тем, которые станут затрагивать ульяновские СМИ.

Зелёный тупик
В Ульяновске благодаря активной работе гражданского общества и средств массовой информации сложилось «зелёное движение», поддерживаемое, по меньшей мере, на словах первыми лицами города и области. Граждане оперативно воплотили в жизнь протесты архитекторов против проекта гостиницы «Мариотт». Как только появились первые признаки строительства, люди вышли спасать, посаженные ими когда-то деревья, ныне отданные девелоперам.

Строители сделали несколько ошибок, ключевой из которых стала дата начала строительства, совпавшая с завершением выборной кампании в ЗС. Победа «Единой России» каким-то образом совместилась со злодейством, которое задумали устроить зелёным насаждениям. Это стало спусковым крючком недовольства проигравшего на выборах меньшинства. К протесту подключились не только экологи, но и коммунисты, многодетные матери и даже чуть-чуть велосипедисты. Градус противостояния повысился до лёгких потасовок и автомобильных таранов с обеих сторон.

Ключевую роль в удержании контроля за ситуацией сыграли средства массовой информации, большинство из которых сразу заняли позицию протестующих. Механизм развёртывания конфликта очень похож на ситуацию вокруг закрытия 7 школы несколько лет назад. За неделю отсутствия и молчания губернатора конфликт вошёл в федеральную информационную повестку с негативным для ульяновских властей контекстом.

Есть и отличия от истории с голодовкой родителей и учителей 2010 года. На сей раз граждане защищают не столько свои частные интересы в виде зелени под окном, сколько, в общем-то общий («ничейный») парк, многие из пикетчиков и живут в других районах. Они протестуют не ради протеста – они выполняют функции органов местного самоуправления, хотя бы пытаясь (в отличие от последних) поставить вопрос о том, как должен выглядеть и развиваться город. Частный интерес выливается в общее дело. Увы, но других механизмов такой конвертации у нас пока не существует. И как бы кому не казалось, что «зелёная позиция» вредит развитию города, винить в тупиковости ситуации нужно всё же не «зелёных», а тех, чью работу они сейчас выполняют.

Общественные обсуждения – это провокация
Представители власти сразу заявили, что действия протестующих – это вовсе не голос общественности, так как все проведённые общественные обсуждения одобрили строительство отеля. Но, судя по всему, у чиновников не только какие-то свои общественные обсуждения, но и своё общество. Иначе как объяснить резкую критику проекта со стороны одного из лидеров ульяновских «зелёных» – Наталии Лазаревой? Видимо, её забыли пригласить на предварительные согласования. Кроме того, всем, кто ссылается на положительные заключения общественников, журналисты напомнили, «как выкручивали руки архитекторам». Градосовет несколько раз давал отрицательные заключения на существующий проект «Мариотта». Но, как выяснилось, вовсе не архитекторы «рисуют Ульяновск», а неизвестные «девелоперы».

Единственным спикером по вопросу от власти на прошедшей неделе стал заместитель министра строительства Ульяновской области Сергей Дерябин. Одни наблюдатели считают Дерябина героем, который не побоялся броситься на амбразуру, другие видят в этом шаге провал власти. Но в любом случае, именно областное правительство принимало решение по спорному участку Ульяновска, ему и пришлось отдуваться. Замминистра на сходе и через СМИ публично обвинил протестующих одновременно в анархии и в подверженности политическим манипуляциям. Для решения вопроса Дерябин, как и другие чиновники, послал граждан в суд.

Со стороны власти был предложен и ещё один возможный вариант решения проблемы – общественное обсуждение. Нина Дергунова, глава областной общественной палаты, оперативно собрала совет. Этот механизм мы уже видели во время голодовки в 2010 году. В принципе, он сработал неплохо и в этот раз. Компромисс был найден, хоть и не устроил ни строителей, ни «зелёных»: перенести здание ниже на участок, где по документам и было разрешено строительство.

Общественное обсуждение в целом удалось, если бы не поведение Сергея Дерябина, который то и дело твердил, что всё происходящее в палате – это провокация. Непонятна была и позиция Дергуновой по поводу недопустимости присутствия на заседании Алексея Куринного, который пытается возглавить борьбу за парк. Боязнь реального обсуждения у власти в крови. Сошлёмся опять на Дерябина: «Так любую ситуацию можно довести до абсурда. Одна группа ”за”, другая ”против”».

От себя заметим, что общественные обсуждения нужны как раз для того, чтобы находить компромиссные решения между группами «за» и «против». Проблема, что работать с «против» власть не только не умеет, но и панически его боится, стремительно засовывая голову в песок. Проведённые голосования показали, что, действительно, существует значительная группа граждан, которые выступают за строительство «Мариотта» на месте заброшенного парка. Но почему эту группу никто не пригласил к обсуждению? И почему обсуждение началось не до, а после того, как было выдано разрешение на строительство? Выдано оно было в обстановке строжайшей секретности. Такое впечатление, что власти города и области только и думают, как бы обойти горожан.

Может быть, пора что-то менять в порядке принятия решений по вопросам, которые затрагивают общественные интересы? Что касается всех, должно решаться всеми. Какое решение, например, приняла по вопросу парка наша городская дума? Почему судьбу «лёгких города» решают не представители горожан, а нанятые столоначальники уровня Сергея Шерстнёва?

Кто вернёт 70 миллионов?
Позиция застройщиков из фирмы «Нью сити» добавляет масла в огонь недоверия между горожанами и чиновниками. Сначала юрист компании Виталий Иванов ссылался на то, что всё законно, хотя не всё, оказывается, гладко. Потом появилась информация, что против пикетчиков будет использована сила частного охранного предприятия. На слушаньях в ОП Иванов, вообще, заявил, что вместо пересадки деревьев, застройщики могли бы их просто по-тихому спилить. Под конец недели появилась угроза применения против протестующих горожан сторожевых собак. Фактически и другая сторона конфликта поставлена здесь в патовую ситуацию. Их той же самой силой принуждают выполнять функции, которые должна брать на себя власть- организовывать обсуждение, разговаривать с «рассерженными горожанами» и находить компромиссы. Отдельно отметим иезуитскую хитрость власти сдвинувшей начало строительства на послевыборный период. До – просто побоялись. А после – расхлебывайте сами, наш процент у нас уже в кармане. Отношение к бизнесу, говорите?

Кажется, без семидесяти вложенных миллионов девелоперы теперь не отступятся. Кто же вернёт им истраченные деньги? Это не риторический вопрос, так как должен же кто-то отвечать за то, что инвесторы вложились в неподготовленную площадку. Прокуратура уже запретила перенос деревьев из зелёной зоны, а фирма не будет переносить здание отеля и, скорее, откажется от проекта вообще, как об этом было заявлено в общественной палате. Ульяновск потеряет больше чем пол миллиарда рублей инвестиций!

Бывший глава города Павел Романенко считает, что деньги застройщикам должна вернуть городская администрация. Но, всё же, необходимо детально разобраться в том, кто, как и когда принимал решения, которые могут нанести в итоге такой репутационный удар по инвестиционной привлекательности Ульяновска, одного из лидирующих в этом плане городов России? Кто создавал коллизии и кривые схемы? На каких этапах превращения парка в стройплощадку возникли неверные решения? Возможны и банальные коррупционные схемы.

Может быть, в вертикали власти завелись крысы или агенты, работающие на конкурирующие регионы и города? Разобраться в этом и исправить схему принятия решений должна сама власть. Но вот с ней у нас тоже проблемы.

Безвластие
Неделя противостояния выявила серьёзную недостаточность власти в Ульяновске. Сергей Морозов после предвыборного отпуска взял поствыборый и скрылся в неизвестном направлении, как, впрочем, сразу после выборов сделала и Марина Беспалова. Одни говорят, что Морозов отдыхает в своей швейцарской резиденции, другие – что лечится в Германии, третьи и вовсе на спор отправили Сергея Ивановича в отставку. Но факт есть факт: ни губернатора, ни главы города целую неделю не было. В связи с этим никто из руководителей области не мог взять на себя ответственность за ситуацию вокруг «Мариотта».

Что думают высокие чиновники обо всём происходящем? Волнует ли их эта тема? И Морозов и Беспалова на отдыхе ведут твиттер, однако судьба парка, судя по записям, их не интересует. В твиттере Александра Якунина, который не отдыхал, а неделю исполнял обязанности губернатора, можно прочитать о футбольных матчах, успехах ульяновского образования и о предстоящих событиях. Ничего о «Мариотт».

В твиттере зампреда правительства области Михаила Сычёва, который должен разруливать вопросы с протестующими, есть записи на интересующую тему. По поводу приглашения активистки Юлии Борисовой на заседание ЗС с выступлением по ситуации вокруг «Мариотта» сказано: «Как всегда КПРФ выступает не по вопросу…. Лишь бы поговорить». По поводу поведения Алексея Куринного зампред поддержал блогера Александра Брагина, написавшего, что «Куринный после выборов совсем охренел». Позже Сычёв ретвитнул Сергея Дерябина, разъяснявшего вслед за ботами, что «Мариотт» не угрожает могиле Ильи Ульянова. Запись, непосредственно касающаяся протестующих, звучит так: «Призывов на противозаконные действия нет?».

Похоже, что «внутреннюю политику» волнуют только протестующие, идущие на штурм Жёлтого дома, а до этого – хоть парк не расти! Меж тем некоторые происходившие события очень походят на предвыборные технологии. Машина МУП «УльГЭС», перевозящая к месту пикета полицейские ограждения. Провокаторы на пикете, скандирующие «Лучше гостиница к чемпионату мира, чем бомжатник», буквально повторяя стратегию правительства региона. Травля оппонентов в официальных средствах массовой информации и прикормленных блогах. Эффективность таких методов покажет время.

Так что только один человек способен заявить о том или ином решении власти по поводу парка. Это – губернатор. Если безвластие продлится и дальше, то ситуация грозит зайти в тупик.

Мучительное рождение политики
Многих на этой неделе удивила позиция по «Мариотт» свежеизбранных депутатов областного парламента и его нового руководителя Анатолия Бакаева. В официальном пресс-релизе было написано что-то типа «наша хата с краю». Все высказавшиеся по этому поводу единогласно отметили страусиную позицию законодателей. СМИ всю неделю потешались над депутатами, изучая их гороскопы и опыт работы с криминальной средой. Однако, по нашему мнению робкое заявление собрания вовсе не боязнь, а обычная неопытность. Депутатам вообще следовало б воздержаться от всяких публичных заявлений, чтобы не раздражать избирателей своей бесполезностью.

Видимо поняв ошибку, первое рабочее заседание заксобрание решило не транслировать в сети. Нашлось и объяснение – временные технические сложности. Однако в кулуарах говорили о сложности ситуации в регионе, под которой подразумевалось, что коммунисты развернули популистскую кампанию в защиту парка и используют свой депутатский статус (и СМИ) для давления на власть. По словам очевидцев, Анатолий Бакаев обратился к коммунистам с вопросом: «Зачем нужна эта трансляция? Чтобы все слышали ваши громкие политические заявления? Сделать проходной двор из ЗСО мы больше никому не позволим!»

Чтобы лишить парламентское меньшинство возможности агитировать, и было решено провести первое заседание закрытым. Как оказалось позже, меньшинство было лишено и возможности участия в комитетах ЗС. Коммунисты не согласились с тем, что им разрешили войти в 4 из 6 комитетов и ушли с заседания. Комитеты они пока не покинули, но им через один из сайтов намекнули, что кадровый состав комитетов поменяется. «Единая Россия» взяла всю власть, понимая демократию как расправу над меньшинством, примерно так прокомментировала ситуацию политолог Нина Дергунова. Виктор Каменев придумал даже девиз происходящему – «Кто здесь власть?!», а Михаил Сычёв подобрал другое название – «агония КПРФ».

Теперь наш парламент не место для политики. Как пишут провластные комментаторы, депутаты пришли на рабочие места и должны работать, а не бегать по митингам.

Любопытно, что от «политики» дистанцируются и защитники парка. Они всячески подчёркивают, что организатор протеста не Куринный и КПРФ, а простые жители, члены разных партий, в том числе и ЕР. И что людям плевать на политику, они защищают деревья. Судя по всему, гражданское общество в Ульяновске пока не осознаёт связь между политикой и вырубкой деревьев, а также ремонтом дорог и прочими неприятностями жизни горожан. Или (и) не видит среди существующих политиков и партий никого достойного и способного защищать их интересы. Меж тем, если во время голодовки 2010 года власть боролась с виртуальным Политиком в комментариях Улпрессы, то в 2013 году политиками становятся сами жители.

Осознаёт роль политики, пожалуй, только Дмитрий Ежов, вытащивший на сайт свой давний текст и в очередной раз призвавший «идиотов» к общему делу. Поддержим его в том, что слово «политика» буквально значит «участие в делах города». Политика – это не грязное дело. Политикой нужно заниматься. В том числе и градостроительной, дорожной, транспортной, экологической, молодёжной политикой. Пока ею занимается, похоже, только один человек в регионе. Во время его отъезда вся работа просто встает. Чиновники перестают ездить даже в муниципалитеты. Вопрос к организации работы и силы вертикали.

Алчность журналистов
Одной из ведущих тем недели стала продажность прессы и политиков. В прошлом обзоре именно фраза про профессионализм СМИ вызвала больше всего вопросов у наших читателей. Было непонятно, о каком взрыве идёт речь, и что должны делать журналисты. Многие и до сих пор не понимают. Но рассказывать о не всегда (скажем так) попадающей в повестку работе официальных и аффилированных с властью СМИ мы не будем. Отметим подрастающую открытость и оперативность Народной, но в целом констатируем, что голосом и главным спикером власти в истории с тем же Мариоттом становится медиаактивист Брагин (нисколько ни в упрек, а скорее в плюс). Официалы продолжали насвистывать бравурные марши.

Отметим достойную работу вернувшегося в город Сергея Красильникова. В своём блоге он написал о двух вещах. Во-первых, журналисты раздувают из мухи слона, описывая противостояние вокруг парка Ульянова, и тупо зарабатывают бабло на эскалации конфликта. Обогащаются, по его мнению, как противники строительства гостиницы, так и сочувствующие стройке. В подтверждение тезиса о продажности журналистов Сергей разместил во второй части своего текста расследование, доказывающее, что Алексей Куринный через соратников по КПРФ на самом деле не только торгует ульяновской землёй, но и непосредственно причастен к выделению участка «Нью сити».

Вторит тезису об использовании Куринным «бабушек» в политических целях и комментатор Улпрессы Виктор Каменев, заявляя, что депутат-коммунист и вовсе может быть агентом госдепа, который покушается на российскую стабильность. Отметим, что версия борьбы коммунистов против базы НАТО и отеля «Мариотт» на американские деньги уж слишком конспирологична.

Гораздо правдоподобнее выглядит версия о том, что Куринной, как и вся его партия, зарабатывают на своей оппозиционности, на деле являясь провокаторами правящей верхушки. Назывались даже конкретные имена, которым, якобы, невыгодно строительство отеля.

Вполне можно предположить, что весь этот бред является заказухой. Можем даже погадать, что заказчиками могут быть потратившиеся строители или коррумпированные чиновники. Но кто тогда платит защитникам парка? Возможно, у «бабушек» и «зелёных» есть тайный общак или богатый спонсор. Иначе не объяснить появление статей и сюжетов в федеральных, в том числе, и в государственных СМИ. Слишком уж дорогое удовольствие.

В любом случае наблюдатели отмечают, что победу пока одерживает та пресса, которая находится на стороне протестующих, а городские медийщкики пока проигрывают. Видимо за ними правды больше? Противники пока закрылись. Похоже все ждут губернатора.

Минное поле и маленький пороховой склад
Для тех, кто дочитал наш обзор до конца (независимо от степени продажности), мы расскажем об информационной повестке на будущую неделю. Модель «Мариотта» в информационном поле ближайших недель, скорее всего, повторят темы дорог и культуры.

Дороги укладывают в дождь, ждут первого снега. Машины оставляют колёса и диски на трамвайных путях. Кто будет защищать бордюры, а кто будет против, мы скоро узнаем. Общество уже заряжено на эту тему. Не хватает только искры задора.

Тема культуры будет в центре внимания СМИ. Во-первых, в связи с отменой премии имени Пластова. До сих пор мы не услышали публичных заявлений инициатора всей этой затеи Сергея Морозова, инициатора запроса в прокуратуру по поводу затеи – депутата Игоря Зотова и, собственно, ответа прокуратуры. Скажем одно, что правды в рассказах чиновников по поводу отмены премии практически нет. Так что всё ещё впереди.

Культура интересна ещё и в связи приближением очередного культурного форума. Его мероприятия уже вовсю идут в Ульяновске, но не получают звучания ни в информационном поле, ни в жизни. Значит ли это, что затея с форумом «сдулась» и деньги тратятся впустую? Это будет более очевидно с началом разного рода «круглых столов» и лекториев, которые вообще никакого отношения к населению Ульяновска не имеют.

Особо быстро эта тема будет раскручиваться на фоне планируемого сокращения работников культуры. Как раскопали собственные корреспонденты Улпрессы, сокращение может затронуть 23% работников культурных учреждений, переводимых в областное подчинение. Тема эта пока осталась без должного внимания.

Пока. Пока о грядущих сокращениях не узнают сами бюджетники и не только в сфере культуры. Чиновники уже давно запланировали в дорожных картах сокращение своих «подведов», но долго не решались приступить к практике. Сейчас ситуация такова, что, по нашим данным, полученным от московских товарищей, в Ульяновск отправлена разнарядка даже о сокращении чиновников. Если уж своих не щадят, то учителей и медиков точно не пожалеют.

Что за ситуация, спросите вы. Наберитесь терпения. Скоро будут и конкретные параметра бедствия. В миллиардах. Пару сотен деревьев покажутся вам мелочью, а «мариотты» будут на каждом углу. Читайте Улпрессу.