Анна Казакова с начала сентября проводит эксперимент – перемещается по городу исключительно с помощью электротранспорта, полностью игнорируя маршрутные такси. Мы встретили Анну на экскурсии в северном трамвайном депо и выяснили, что ежедневно активно перемещаться по городу на трамвае вовсе не так здорово и «прикольно», как утверждают фанаты электротранспорта.
– Как тебе, Ань, на трамвае катается?
– Я устала! Я хочу, чтобы быстрее все это прошло.
– Каков твой ежедневный маршрут?
– От моего дома на проспекте Нариманова до работы на улице Октябрьской.
– То есть надо ехать на 15 трамвае?
– Да, на 15.
– Долго приходится его ждать?
– Если подгадывать под расписание, то ждать приходится не так и долго – минут 10-15 всего.
– Ты не засекала разницу по времени в пути по сравнению с маршрутками?
– Засекала. Получается в два раза дольше. От дома до работы на маршрутке мне ехать 20 минут, а на трамвае 40. При этом его ещё надо дождаться, и не факт, что он не окажется внезапно сломанным, что у него не откажут тормоза, что прямо на рельсах не случится авария и не будет часа проволочки. То есть, это всегда получается рулетка.
– С утра бабушек много в трамвае?
– Да.
– Тебе место уступают?
– Нет, мне не уступают место.
– А бабушкам уступают?
– Бабушкам? Ну как тебе сказать… Я уступаю место бабушкам, но в основном место уступают детям, насколько я заметила.
– Маленьким?
– Да. Я попыталась понять, почему уступают место детям.
– Почему?
– Не знаю!
– Заходит бабушка, её никто место не уступает, заходит ребенок – ему уступают?
– Нет. Бабушкам уступают. Но контингент такой, что уступают место только бабушкам и детям, женщинам не уступают.
– А как вечером? Ты же дала зарок вообще отказаться от маршруток. А как ты уезжаешь вечером, после 9-10, например, из центра до дома?
– Прекрасно я уезжаю! Это либо такси (смех), либо мне приходится долго ждать. 30-40 минут приходится ждать 4-ки, или перемещаться сначала до северного депо на «двоечке», потом пройти остановочку, дождаться там «четверочку». В-общем, все это очень-очень долго.
– А как же 15-й?
– 15-й после семи не ходит уже. Часа два вечером я добираюсь домой.
– На трамвайчике?
– На трамвайчике!
– Когда конец эксперимента? На какой срок ты дала зарок?
– До конца сентября.
– Дотерпишь?
– Дотерплю. Все меня уже всячески подбадривают, говорят, что осталось уже совсем немного.
– После этого у тебя будет неприязнь к трамваю и на электротранспорт ты ещё несколько лет потом не сядешь?
– Нет. У меня другое. Я вот думаю, что на трамвае ездить достаточно хорошо. 600 рублей и 3000 рублей в месяц – это совсем разные цены. Но зимой на трамваях ездить будет практически нереально.
– Почему?
– Потому что очень холодно! Одно дело, когда ты летом ждешь эти двадцать минут, а вот зимой трамвай ждать нереально.
– Как ты считаешь, нужен городу трамвай?
– Я считаю, что трамваи городу нужны, но как сказал сегодня на экскурсии главный инженер депо, трамвай выживают потому, что он становится неконкурентоспособным. Ездят на них студенты, заводчане и пенсионеры. Пенсионный возраст медленно уходит в лето, а люди молодые предпочитают быстрее передвигаться по городу.
Если трамвай оборудуют хотя бы какими-то музыкальными примочками, может, будет интереснее. Если трамвайное депо будет делать какие-то акции лояльности, приглашать людей на экскурсии, то может быть будет интересней и молодежи. Летом это очень хороший транспорт.