Чуть больше месяца осталось до момента вступления в силу обновленного Федерального закона «О безопасности дорожного движения», призванного, в частности, полностью изменить порядок подготовки водителей. Однако порядок сдачи экзамена на права обсуждается до сих пор, а новая программа обучения еще и вовсе не готова.

5 ноября в России появятся новые категории водительских прав. До сих пор в нашей стране были только категории «А» – мотоциклы, «В» – легковые машины, то есть те, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны, «С» – грузовики, «D» – автобусы. А также категория «Е», которая позволяет управлять автомобилем с прицепом, масса которого более 750 килограммов. Теперь появятся подкатегории. Они еще более строго подразделяют транспортные средства по весу, мощности и вместимости (категория «А» – мотоциклы, «А1» – мотоциклы до 125 куб.см , 11 кВт, «В», «В1» – трициклы и квадрициклы, «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DE», «D1E», «М» мопеды и скутеры, «Tm», «Tb»). Вводятся водительские права на управление автомобилями с автоматической коробкой передач. Они будут действовать только на таких машинах.

Будущим водителям придется проходить обучение в автошколах. Самоподготовка исключена. Сдать экзамен на права можно будет не только по месту жительства или временного пребывания, но и по месту прохождения обучения. Но главное ноу-хау в том, что кандидатам придется, как минимум, два раза сдавать экзамены.

И учиться им придется в два этапа.

Первый этап заключается в том, что кандидату на получение водительского удостоверения необходимо выбрать автошколу, пройти теоретическое обучение, получить практические навыки вождения в пределах площадки и далее сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Причем при неудачной сдаче экзамена теперь можно повторять попытку через каждые семь дней хоть всю жизнь. После удачной сдачи первого экзамена вы получите специальную карточку, которая откроет вам двери ко второму этапу. Второй же этап заключается в том, что вы, уже имея некоторые навыки и представления о ПДД, допускаетесь к обучению в реальных дорожных условиях, то есть в городе. И снова вы должны получить некий документ, который допустит вас до сдачи заключительного экзамена – «город». На сдачу этого экзамена вам дается три попытки с интервалом в семь дней, а вот четвертая попытка будет только через 30 дней.

Требования повышаются не только к водителям и автошколам, но и к экзаменаторам. Минимальный возраст инспектора, который принимает экзамен, повышается с 23 до 25 лет. Теперь он должен будет иметь высшее образование (сейчас допускается наличие среднего образования).

Впрочем, у новых правил подготовки водителей есть множество критиков.

В частности, автошколы в первую очередь обращают внимание правительства на то, что разрыв в обучении не позволит дать будущему водителю необходимых для безаварийной езды знаний, умений, навыков в должном объеме.

Также эти образовательные учреждения выступают против нормы, обязывающей учить граждан и принимать у них промежуточную аттестацию исключительно на автодромах с автоматизированной системой контроля. Представители автошкол справедливо замечают, что «применение данной нормы создает условия для недобросовестной конкуренции и заведомо неравные условия для сдачи экзаменов кандидатами в водители». Да и автодромов таких в России – единицы.

Но главная проблема в переходе на двухуровневую систему обучения – отсутствие новой программы обучения. По словам специалистов, вряд ли ее стоит ждать в ближайший месяц. Поэтому, скорее всего, после 5 ноября учить будущих водителей будут по-старому, а принимать экзамены – уже по новой системе. Однако отсутствие новой программы обучения делает по сути невозможным прием экзаменов на категорию «М» и все подкатегории. Когда будет разработана новая программа, совершенно не ясно: правительство даже не может определиться, кому поручить работу – Минобразования, Минтрансу или сразу обоим ведомствам.

Эксперимент грозит коснуться более двух миллионов человек – именно столько россиян ежегодно получают водительские удостоверения.

Дмитрий Минаев