Меня давно звали в эфир Улпрессы. Мы несколько раз договаривались с Дмитрием, но каждый раз что-то мешало нам встретиться. Вообще идею прямых эфиров на Улпрессе считаю очень здравой. Ульяновское телевидение после продажи ряда ТВ-каналов просто умерло (это мое личное мнение). Поэтому остается, по сути, радио и интернет. Здесь пока еще не сложились форматы, традиции, но уже есть попытки сделать хоть что-то. Мы встретились с Дмитрием Ежовым примерно 10 дней назад, чтобы поболтать в прямом эфире о политике, прошедших выборах, о каких-то текущих делах… Что из этого получилось – можно прочитать ниже. Выкладывать всю стенограмму, я посчитал скучным, поэтому здесь выжимка в немного отредактированном варианте. Кому интересно – тот прочтет.

Дмитрий Ежов: Итоги выборов удивили многих – «Единая Россия» победила на российском уровне и в законодательном собрании большую часть также представляют теперь единороссы. Что ты думаеешь по этому поводу?

Сергей Давыдов: Меня тоже удивил результат, в хорошем смысле, так как прогнозы были более пессимистичными. Когда мы готовились к предвыборной кампании, то основывались на результатах выборов в Государственную думу 2011 года. Тогда в нескольких районах города «Единая Россия» проиграла КПРФ. Поэтому, конечно же, результат превзошел ожидания: единороссы получили 31 мандат из 36. На мой взгляд, в этот раз очень слабо выступили оппоненты. Одной из фактических причин поражения КПРФ на этих выборах стала внутрипартийная интрига. Обком партии фактически «слил» некоторых своих членов, неправильно оформив документы в областной избирком. Кандидат в депутаты Алексей Рябов и еще около семидесяти (!!!) муниципальных кандидатов КПРФ перестали участвовать в предвыборной гонке только потому, что у них были неправильно оформлены документы. Думаю, это было сделано специально. Мы считаем, что эти интриги ослабили компартию, что сыграло, конечно же, в пользу «Единой России».

Дмитрий Ежов: А в «Единой России» нет подобных интриг? Не секрет, что так или иначе, за округа шла конкуренция. И без интриг просто не могло обойтись.

Сергей Давыдов: Любая конкуренция порождает борьбу. Когда партия вводит институт внутрипартийной конкуренции, конечно, кандидаты однопартийцы борются за право представлять интересы населения в том или ином округе. Здесь могут быть и интриги, и открытая политическая борьба, и изготовление компрометирующих материалов – в этом ничего удивительного нет. Факт в том, что, когда Единая Россия выходит на старт избирательной кампании, то там нет уже понятий, что кто-то кого-то «слил» или сдал. Это показали выборы 2010 года в Городскую думу, когда практически все округа были выиграны. Даже в тех округах, где «Единая Россия» не стала победителем (это 4 округа из 35) – единороссы боролись до конца и отрыв был небольшой.

Дмитрий Ежов: Вернемся непосредственно к ходу выборов. Во-первых, в этой избирательной компании какую роль играл ты? И что конкретно сделала «Единая Россия», чтобы достичь таких высоких результатов? Оппоненты, как обычно, говорят о вбросах и о том, что на селе были «неэлекторальные» механизмы воздействия на людей.

– На мой взгляд, политика – штука командная. Я был частью команды, отвечал за информационную составляющую кампании: за выпуск агитматериалов, газет, работу со СМИ. Нельзя сказать, что я один агитматериалы делал, это результат работы команды, которая в этот раз работала сплоченно и четко. Относительно победы «Единой России» я могу сказать следующее: никто кроме нее на сегодняшний день жителям Ульяновской области ничего не предложил. Мы можем пройтись по всем основным партиям.
Итак, КПРФ: на дворе 2013 год, время изменилось. Люди хотят стабильности, хотят чтобы город и регион развивался, чтобы увеличились зарплаты и число рабочих мест. Из всего перечисленного коммунисты ничего не предложили народу. Они подготовили отчет о работе фракции, который состоит из каких-то жалоб и «доносов», распечатали это все огромным тиражом и разнесли по домам. На этом они посчитали свою миссию выполненной. Все их агитационные материалы это сплошная не всегда основанная на логике критика. Они критиковали власть, правящую партию. Умудрились даже воевать со своими тенями: вступили в дискуссию с партией «Коммунисты России». Жителям же они фактически не предложили ничего. Никаких здравых и, самое главное, реалистичных идей предложено не было. Они получили свои два мандата по списку, ухудшив тем самым результат 2008 года.
Из чего состояла предвыборная кампания ЛДПР? Из заявлений Жириновского: «Верьте своему сердцу, верьте ЛДПР». При этом все понимают, что сам Владимир Вольфович, являясь лидером списка партии, никогда не будет работать в ЗСО. Кстати, я с удивлением услышал некоторые предвыборные ролики ЛДПР. Они были изготовлены еще в 2011 году во время избирательной кампании в Государственную думу. Т.е. за два года они ничего нового не придумали, да и жителям Ульяновской области вообще ничего не предложили. Поэтому, я считаю, что и 7% которые они получили, это много.
Возьмем партию «Справедливая Россия». Мы узнали, что в партии появился новый лидер – Сергей Алексеевич Герасимов. Крупнейший владелец недвижимости, земель, безусловно, успешный и независимый от власти бизнесмен. Но где его позиция по ключевым направлениям развития региона? С чем он собирался идти в ЗСО? Избиратели этого так и не узнали…
Таким образом, «Единая Россия» оказалась единственной партией, которая с одной стороны предъявила реальные результаты своей работы, а с другой предложила людям перспективу, продолжение курса губернатора Морозова. Благодаря Морозову за последние годы в регионе стало лучше, с этим кажется, уже никто не спорит.
Несмотря на всю критику, есть наглядные результаты работы команды губернатора. Есть реальные заводы, которые построены в Левобережье, есть мост через Волгу, который профинансирован при поддержке ЕР, есть спортивные объекты, которые построены в рамках партийных проектов при поддержке депутатов Госдумы. Вот примеры. Сдан бассейн УлГУ, практически завершен новый корпус УлГТУ, строится бассейн УГПУ… Таких масштабных и интенсивных вложений в наши вузы не было с самого их основания.
Несмотря на все ошибки, которые власть совершает, люди видят реальный результат, за него и голосуют.

Дмитрий Ежов: Ну губернатор тоже шел первым в списке своей партии, и он тоже не пошел в ЗСО и глава города Марина Беспалова – тоже не пошла.

Сергей Давыдов: Что касается губернатора, когда речь идет о партии, неправильно будет ее делить на исполнительную и законодательную власть. «Единая Россия» является объединяющей силой между исполнительной властью, властью законодательной и местным самоуправлением.
Вспомним конец 90-х, когда не было таких сильных партий. Губернаторы враждовали с мэрами, например, вспомните борьбу Горячева с Марусиным, Шаманова с Романенко. И такие конфликты продолжались на территории всех регионов. Годы проходили, когда люди (я имею в виду губернатора и мэра) даже не общались между собой. Сейчас губернатор объединяет элиту и возглавляет список партии. Поэтому я не вижу противоречий в том, что он сам не идет в ЗСО. Он является гарантом того, что избранные по списку ЕР люди буду проводить в Законодательном собрании его политику.

Дмитрий Ежов: Об этом можно спорить очень долго. Возникает вопрос, а зачем нам такая политическая конструкция? Зачем все эти коммунисты, эсеры?

Сергей Давыдов: Оппозиция в Законодательном собрании нужна всегда, чтобы обеспечивать альтернативу. Другой вопрос, что те люди, кто сегодня по факту является оппозицией, не являются реальной альтернативой. Поэтому вопрос не в конструкции, а в действующих лицах. После отъезда Когана, ухода Бударина и избрания в Госдуму Маринина ЛДПР потеряла себя в регионе. КПРФ раздирает внутренняя аппаратная борьба. Про Справедливую Россию вообще промолчу, непонятно, что теперь будет с этой партией в регионе. Оппозиционные партии, чтобы быть настоящей оппозицией должны иметь в числе лидеров людей, сопоставимых по известности, доверию и управленческому опыту, например, с Морозовым. Но таковых пока нет…

Дмитрий Ежов: Сейчас предлагаю перейти к твоей нынешней деятельности. Еще не прошло и года, как ты выиграл на достаточно проблемных выборах.

Сергей Давыдов: Проблема была в том что, прежний депутат по этому округу Вадим Харлов представлял «Справедливую Россию», позиции этой партии в данном округе были достаточно сильны. Люди голосовали за эсеров, за коммунистов и в меньшей степени за единороссов. Это были мои первые выборы, до этого я в избирательных кампаниях как кандидат не участвовал. Я на себе ощутил все «прелести» прямого «глаза в глаза» общения с населением. Это более 200 встреч в каждом дворе, сходы, достаточно эмоциональные разговоры о проблемах города. Пройдя эту избирательную кампанию, я, честно говоря, немного изменил свое отношение к власти. Видение того, что происходит вокруг, стало более реалистичным. Тем не менее, выборы были выиграны, я набрал 51%, явка была небольшая, но я рассчитываю, что избиратели не пожалеют о своем выборе. До конца моих полномочий осталось меньше двух лет, но уже сейчас мне удалось пролоббировать существенное выделение финансирования на проблемы округа.

Дмитрий Ежов: На что пойдут эти деньги?

Сергей Давыдов: Ключевой проблемой в моей программе было спасение «Винновской рощи». Это и парк и особо охраняемая природная территория.
Мы инициировали создание Общественного совета в защиту «Винновской рощи»: объединили общественников, экологов, представителей правоохранительных ведомств. В диалоге с властью добились того, что проблемы рощи начали решаться. Со скандалом, но в этом году из бюджета города было выделено около 9 миллионов рублей на обновление парка культуры и отдыха «Винновская Роща». Там сейчас завершается строительство новой летней сцены. Областной минлесхоз разработал трехлетний план оздоровления рощи (правда, не спешит его выполнять в полном объеме). Нам удалось капитально отремонтировать в этом году родник «Сахарный» за счет средств спонсоров. Все лето в роще проходили санитарные вырубки погибших деревьев, территория заповедника сильно запущена. Не все получается сделать в намеченные сроки. И по ремонту родника есть у людей замечания. Мы будем их разбирать на ближайшем заседании общественного совета. Но важно, что получилось объединить заинтересованных проблемой людей для конструктивного решения. Можно было долго говорить как все плохо в роще, писать гневные статьи. Но результата бы это не дало. А нам удалось кое-что сделать. Скажу больше, таких существенных вложений в этот парк не было в последние 20 лет. Там и по поселку начались подвижки. Например, сейчас идет реконструкция КНС в поселке Винновка. Эта проблема годами оставалась нерешенной: канализация просто текла по дороге, по улицам поселка и лилась в Волгу. Через эти вонючие ручейки, играя, перепрыгивают местные детишки. Это 21-й век, историческая, по сути, часть города. Рассчитываем, что к ноябрю этот вопрос будет решен.
Я рассчитываю, что в бюджете на следующий год будут заложены средства на продолжение обновления парка. Нас поддержали и губернатор и глава города, в течение 3 лет эти деньги с большой долей вероятности будут поэтапно выделяться.

Дмитрий Ежов: Видел Вас на месте предполагаемого строительства отеля «Мариотт», чем вызван интерес?

Сергей Давыдов: Мне интересно наблюдать за этим процессом, это больше политическое событие, нежели экологическое.

Дмитрий Ежов: В знак протеста против строительства недавно на улицу вышло более 100 человек. В Ульяновске давно не было таких массовых выступлений. Что думаете по этому поводу?

Сергей Давыдов: Здесь вопрос в том, зачем люди пришли и чего они добиваются. Я пришел специально посмотреть, так как я внимательно наблюдаю за этой ситуацией и считаю этот процесс продолжением избирательной кампании. Все протесты, инициированны активистами КПРФ: Куринным, Кругликовым, Лытяковым, Талыневым и другими. Они носят, на мой взгляд, неконструктивный характер. Я считаю, что к этому вопросу следует относиться прагматично: что это за место на Минаева, которое так хотят застроить девелоперы? Это часть зеленой территории, она богата деревьями, они сравнительно молодые, по-сравнению, например, с вековыми дубами в Винновской роще. Во-вторых, эта территория не ухожена. Здесь долгое время обитали бомжи, а православные прихожане и вовсе остерегались здесь ходить, особенно вечером. Сейчас же есть конкретное предложение: благоустроить эту территорию, построить отель и разбить вокруг него сквер с привлечением профессиональных ландшафтных дизайнеров. Здесь возникает вопрос о судьбе деревьев, которые попадают в зону застройки. Их решено было пересадить по уникальной для Ульяновска технологии. Далее возникло предложение устроить здесь сквер Возрождения духовности, который будет идти до самого пляжа и благоустроить пляж. Лично я считаю, что раз есть возможность за счет средств девелоперов благоустроить новый парк, то такой шанс нужно использовать. Другой вопрос в том, что, конечно же, деревья должны быть пересажены и не должны быть повреждены. Сейчас же в процесс подключились политики. И я сам наблюдал процесс, когда на этом сходе против отеля коммунист Кругликов фактически упрекнул горожан, в том, что они неправильно проголосовали. Поэтому очевидно, что сегодняшняя ситуация с «Марриоттом» это попытка реванша КПРФ за неудачные выборы.
Какие же могут быть из всего этого результаты? Первый вариант: стройку отменят, забор уберут и неухоженная территория как была так там и останется еще на долгие годы, потому что у города нет денег на ее благоустройство.
Кроме того, застройщики, у которых уже было разрешение на строительство, после его отмены, имеют право подать в суд на город с целью вернуть вложенные в проект деньги. И будут, по сути, правы.
Второй вариант: впервые на территории города спецтехника и специалисты из других регионов приедут пересаживать деревья. Это может стать новым этапом в экологической политике города. Если все пройдет успешно, можно эту пересадку другим строителям в пример ставить.
На сегодняшний день все застройщики в Ульяновске попросту вырубают деревья, затем платят незначительный штраф и продолжают свою работу. Здесь же пересадка обойдется в 2 миллиона рублей, а с учетом протестов и простоя техники еще дороже. Если бы они ночью тайком вырубили все насаждения, то штраф им обошелся бы в 500 тысяч рублей. Поэтому если процесс пересадки все же не состоится, то весь город, весь бизнес строительный получит наглядный пример, как «правильно» решать подобные вопросы в нашем городе. Они будут продолжать рубить и платить штрафы: быстро и тихо. Это очень плохо для города. Поэтому экологи и общественники, искренне ратующие за зеленые насаждения в городе, победив девелоперов на ул. Минаева, могут нанести городу еще больший вред от такого прецедента. Единственной стороной, которая выиграет при любом раскладе, является верхушка КПРФ.
Поэтому мне интересно и одновременно, грустно наблюдать за всей этой процедурой протеста. Люди, которые борются «за экологию» поставили свои палатки на газоны…

Дмитрий Ежов: Мне тоже не нравится политизированность всего этого процесса. Но вопрос в том, что люди все же вышли на улицы, почему?

Сергей Давыдов: Алексей Куринный только что прошел избирательную кампанию. Каждый политик имеет свою агитационную сеть: вербует, формирует своих сторонников. Либо он им платит, либо он их лечит бесплатно ну или просто они в него верят искренне. И естественно, по «горячим следам» избирательной кампании люди пойдут за своим избранником и на подобные митинги.
Я бы хотел предложить всем нашим экологам смотреть на данную проблему более комплексно. Ведь вопрос не в том, сколько деревьев находится на месте застройки. Проблема в том, какая на сегодняшний день экологическая политика в городе. Сколько деревьев каждый год высаживается в городе и сколько вырубается, чем они болеют, кто за этим следит. Сколько вообще деревьев в Ульяновске? Например, у меня есть конкретное предложение: принять масштабную городскую программу озеленения Ульяновска – «100 тысяч деревьев!». Тотальное озеленение в течение нескольких лет. Только так мы сможем остановить сокращение зеленых насаждений. В этом процессе могли бы принять участие и политики и бизнесмены и само собой исполнительная власть. Если есть реальные и конструктивные предложения по масштабному озеленению города, я готов их собрать систематизировать и передать руководству города. Если это потребуется, мы сможем вынести вопрос на заседание городской думы. Считаю, что борьба за экологию должна заключаться в создании системы экологической безопасности в городе. (мой личный адрес serg-dav@mail.ru, свои предложения и контакты для связи можно передать по телефону 951195, или просто оставить в комментариях к этому материалу).
Опять же, большой проблемой является и запыленность города. Та песко-солянная смесь, которая разбрасывается в зимний период на дорогах, она остается на улицах города. Эту проблему решить с помощью деревьев нельзя – на это не повлияет ни их вырубка, ни посадка. Здесь вопрос уже в благоустройстве – необходима спецтехника, город должен организовать работу специальных дорожных пылесосов, которые и будут собирать эту пыль. По графику, по всем основным улицам Ульяновска. Недавно, я видел как работает эта схема в Нижнем Новгороде.

Дмитрий Ежов: Хотелось бы задать вопрос как человеку «изнутри». Ходили слухи, что после выборов Марина Беспалова уйдет в отставку. Правда ли это и вообще каково твое дальнейшее видение расстановки сил в ульяновской политике?

Сергей Давыдов: Слухи об отставке того или иного руководителя ходят постоянно в каждом регионе. Было очень много разговоров, о том, что Марина Беспалова уйдет работать в ЗСО, мы видим, что этого не произошло. Я считаю, что просто некоторым бизнес-структурам или политикам выгодно, чтобы она ушла. Думаю, что уход Беспаловой на данном этапе невозможен. Более того, я обратился с этим вопросом напрямую к Марине Павловне, на что услышал примерно следующее: «Не дождетесь!».
Что касается политической ситуации в городе, то после выборов в ЗСО мы фактически входим в фазу избирательной компании по выборам мэра и Городской думы. Здесь всем, кто участвует в политическом процессе, предстоит очень сложная борьба, поскольку огромное количество желающих захочет выиграть прямые выборы мэра, которые состоятся в 2015 году. А 2014 год станет годом «разогрева», который будут подпитывать информационные войны, подобные сегодняшней ситуации с отелем Марриотт.
Выборы будут проходить по новой системе. Будут сформированы партийные списки при выборах в гордуму, а одномандатные округа будут увеличены примерно в 2 раза.

Ежов: То есть будет примерно такая же ситуация как с выборами в ЗСО?

Сергей Давыдов: Да, если сейчас одномандатный округ в среднем составляет 15 тысяч избирателей, то будет составлять около 30 тысяч. Выборы будут более драматичными и напряженными. Партии, прошедшие 5-7% барьер получат мандаты в Городской думе, чего раньше не было.

Дмитрий Ежов: Фактически новый политический сезон открыт, с чем я вас и поздравляю. Спасибо за содержательную беседу, будем ждать внедрения ваших проектов.