Дмитрий Чуров
О состоянии ульяновского авиазавода, текущих программах и планах развития рассказывает генеральный директор ЗАО “Авиастар-СП” Сергей Дементьев.О состоянии ульяновского авиазавода, текущих программах и планах развития рассказывает генеральный директор ЗАО “Авиастар-СП” Сергей Дементьев.

АТО: Сергей Геннадьевич, как идет освоение серийного производства Ил-76МД-90А?

С. Д.: Правительство России в 2006 г. приняло решение о переносе производства “Илов” из Ташкента в Ульяновск. С этого времени на предприятии началось серьезное техническое перевооружение и переобучение персонала, т. к. параллельно была поставлена задача освоить производство самолетов с использованием современных цифровых технологий. Завод за эти шесть лет вышел на совершенно другой уровень производства с точки зрения и кадрового вопроса, и технического состояния.
За это время мы построили и подняли в воздух летный образец Ил-76МД-90А. 4 октября 2012 г. самолет в присутствии президента РФ совершил демонстрационный полет. В этот же день был заключен контракт с Министерством обороны РФ на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А.

В настоящее время летный образец успешно прошел заводские испытания и приступил к государственным. Также изготовлен ресурсный образец данного самолета. Он находится в ЦАГИ на испытаниях.

В производстве сейчас находятся еще три серийных самолета из установочной партии. Первая машина — в высокой степени готовности. На второй и третьей ведется стыковка агрегатов.

В январе следующего года первая машина будет отправлена на ЛИК (летно-испытательный комплекс). И в 2014 г. мы планируем передать два готовых самолета: один в апреле, второй — в октябре.

АТО: На какую мощность сегодня вышел “Авиастар”, если говорить о серийном выпуске новых “Илов”?

С. Д.: Наши сборочные и агрегатные мощности цехов уже позволяют изготавливать до 6–8 самолетов в год. По задачам, поставленным нам Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), к 2018 г. мы должны выйти на мощность 18 самолето-комплектов в год.

АТО: Какова сегодня ситуация с производством самолетов семейства Ту-204? Ведутся ли работы по их изготовлению, каков портфель заказов?

С. Д.: В настоящее время завод занимается поддержанием состояния летной годности авиалайнеров этого семейства. Если говорить о самолете Ту-204-100В, то производство этих машин приостановлено в связи с принятием в 2010 г. решения о глубокой модернизации данной модификации в новую версию — Ту-204СМ. Перед нами поставили задачу построить два таких самолета. Завод с ней справился. В течение 2011–2012 гг. авиалайнеры проходили различные испытания, а в мае текущего года МАК выдал сертификат типа на Ту-204СМ. Думаю, что уже в ближайшее время мы узнаем первых контрактантов. В первую очередь в качестве потенциальных заказчиков рассматривается правительство РФ. Возможен и интерес со стороны российских авиакомпаний.

Также в период 2014–2016 гг. мы планируем выпускать самолеты другой модификации, Ту-204-300, — скорее всего, в рамках консолидированного заказа, в компоновке VIP-класса. Конечно, для этого потребуются дополнительные ресурсы, персонал. Будут контракты — вопросы будем решать.

АТО: В настоящее время завершается модернизация очередного “Руслана”. Расскажите, пожалуйста, как идет работа по этому транспортнику, каковы планы на ближайшие годы?

С. Д.: Между “Авиастаром” и Министерством обороны России заключен контракт на восстановление летной годности и модернизацию парка “Русланов” (шести самолетов). Два ВС уже передали заказчику, третий находится в летно-испытательном комплексе — его планируем передать заказчику в сентябре. Четвертый контрактный “Руслан” сделаем до конца года. Оставшиеся две машины отработаем в 2014 г. Параллельно завод занимается поддержанием летной годности парка “Русланов” авиакомпаний “Волга-Днепр” и “Полет”.

АТО: Будет ли возобновлено производство Ан-124?

С. Д.: В планах ОАК данная тема присутствует. Чтобы реализовать эту задачу, потребуется довольно значительное финансирование программы. Но прежде чем вкладывать эти средства, необходим конкретный консолидированный стартовый заказ.

АТО: В чем заключается сегодня общая стратегия развития “Авиастара”? Каким программам уделяется наибольшее внимание?

С. Д.: “Авиастар” позиционируется как головное предприятие по изготовлению транспортных самолетов. Основной продукт — Ил-76МД-90А. Также мы участвуем в кооперации по изготовлению российско-индийского транспортного самолета МТА. Кроме того, завод занимается и гражданской тематикой. О теме Ту-204 и Ан-124 я уже говорил. В настоящее время завод также устанавливает интерьер на самолетах Sukhoi Superjet 100. Мы серьезно участвуем в проекте по изготовлению среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Уже в сентябре этого года на территории завода откроется наше дочернее предприятие ЗАО “АэроКомпозит — Ульяновск”. Новое предприятие будет выпускать детали из композиционных материалов для МС-21 и в интересах других перспективных программ ОАК.

АТО: Производство развивается, требуются новые сотрудники и рабочие. Как на предприятии ведется кадровая политика?

С. Д.: После подписания контракта на серийное производство Ил-76МД-90А, с января этого года открылся прием на завод новых сотрудников. И понятно, что это нелегкий процесс. Но мы к этому готовились заранее. В 2010 г. при поддержке правительства Ульяновской области открыли ресурсный центр. В прошлом году для подготовки и переподготовки инженерных кадров и основных рабочих профессий запустили свой учебный центр. У нас также заключены долгосрочные договоры с различными вузами, как ульяновскими, так и иногородними, — Самарским аэрокосмическим, Казанским технологическим, Московским авиационным университетами. Сейчас у нас около 2000 основных рабочих. При выходе на максимальные мощности их численность должна увеличиться до 5000 чел. Но это под те заказы, что уже есть. Если добавится Ту-204 и другие контракты, людей понадобится еще больше.