Не так давно мы писали о том, что в Ульяновске будет создана собственная муниципальная общественная палата, в которую в основном войдут представители разнообразных городских общественных советов. Полученная структура на наш взгляд близка к идеалу. Ульяновск, наконец, получит реально работающие механизмы гражданского общества – максимально действенные и эффективные, способные на деле решать важнейшие вопросы города.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан, не зависимая от прямого вмешательства и регламентации со стороны государства.

Городские общественные советы по тем или иным вопросам формировались и формируются по единому сценарию, утвержденному постановлением администрации Ульяновска от 22 марта этого года. Согласно этому документу, 50% членов советов назначаются руководителем соответствующего структурного подразделение администрации города при котором создается совет, а остальные 50% кандидатур в члены совета рассматриваются на основе предложений организаций или граждан, которые представляют общественные интересы «в установленной сфере деятельности».

На практике это означает, что при практически каждом структурном подразделении администрации созданы или создаются советы из приближенных к этой структуре лиц. Проще говоря тех, кто участвует в распределении и осваивании того ресурса, который выделен соответствующему подразделению.

В результате общественные советы начинают играть роль реального гражданского общества, то есть переводят в легитимную форму уже давным-давно сложившиеся неформальные («гражданские») отношения между участниками процесса переработки ресурсов. Ведь не секрет, что ничего у нас в городе, да и в стране, не делается без того, что принято называть «кулуарными договоренностями», «учетом интересов», «справедливостью» и т.д. Раньше эти сформированные отношения не были стандартизированы, и «решать вопросы» приходилось с помощью неформальных институтов наподобие встреч в бане. Теперь гражданские отношения получили оформленную форму.

Несмотря на кажущуюся странность ситуации, другого гражданского общества у нас нет, да и возникнуть ему неоткуда. Парадокс в том, что институты, легитимизированные с помощью общественных советов, в полной мере отвечают определению гражданского общества, так как созданы именно для обсуждения и решения того, что не попадает в сферу прямого вмешательства и регламентации власти, но без чего ничего не может работать.

Поясним на простом примере. Начальник департамента по искоренению чего-то решает искоренить это что-то с помощью новой технологии, которой владеет некий господин Петров. Господин Петров, в свою очередь, имеет интерес к внедрению этой технологии для искоренения «чего-то», но для этого ему необходимо получить разрешения от руководителей, например, органа по разрешению «чего-то где-то» и органа надзора за внедрением «куда-то». Без гражданского общества, существуя только в административном поле, решение этой задачи видится очень сложным. Орган «чего-то где-то» в лице своего руководителя имеет свои интересы, которые представляет «бизнесмен» от «чего-то» Иванов, а начальник органа надзора «куда-то» имеет свой интерес в «где-то», который реализует его племянник Васенька, руководитель компании «Вася где-то что-то».

Несложно понять, что в административных рамках проблему решить практически невозможно – бумага начальника «чего-то» будет игнорироваться руководителем «куда-то», а «чего-то где-то» будет высказываться против, так как не подозревает о «Васи где-то что-то». В результате внедрение инновации Петрова ради совместного интереса с «чего-то» окажется настолько заторможенным, что начальник «чего-то» будет рисковать получить от главного босса нагоняй за отсутствие внедрения новой инновационной технологии, жизненно необходимой горожанам.

Но вопрос сравнительно несложно решается, если представить всех заинтересованных лиц в виде простых горожан, а решать вопрос с помощью институтов гражданского общества. Например, в бане. Посетив этот институт, все заинтересованные лица могут быстро найти необходимый компромисс и что-то где-то куда-то инновационно внедрится без лишних препонов.

Созданные общественные советы вполне в состоянии перевести эти институты в цивилизованную форму. Вместо не всеми любимой бани агенты гражданского общества теперь могут собираться в приятном и уютном кабинете, а главное – решать вопросы на месте.

Завершить стройную структуру общественных советов призвана городская общественная палата, которая призвана оперировать с коллективными интересами владельцев того или иного ресурса и «утрясать вопросы» уже на уровне на порядок выше. В результате получается практически идеальная схема работы.

А как же другое гражданское общество? Ведь многим под этой фразой представляются некие активные люди «из народа», борцы за счастье горожан от лиги справедливости, мастодонты честности и главенства закона. Но ничего этого нет и быть не может. Западные кальки не для Ульяновска, у нас своя сермяжная правда. Гражданское общество существует только в правовом поле, а его у нас нет. Нет и граждан, есть только объект управления власти. Называется он «народ». Реальное же гражданское общество, как это ни парадоксально, в рамках объекта управления невозможно. За общее счастье вне «прямого вмешательства и регламентации со стороны государства» у нас могут бороться только граждане от власти.