Надо сказать, что я испытываю настолько противоречивые чувства в отношении событий вокруг отеля Marriott, что даже скачет давление. И надо в этом как-то разобраться. Вероятно, это чувствуют и другие люди, которые со мной общаются в основном через Facebook. Иначе вряд ли мне стали звонить с тем, чтобы я как-то прояснил свою позицию. Честное слово, я попытаюсь… Прямо сейчас и начну.

Хорошая, в принципе, идея построить на свияжском склоне отель…

Правда, гораздо больше мне понравилась идея построить там мечеть. Но православная церковь воспротивилась, это её со всех сторон святое право. Она сумела его отстоять. И ладно. В конце концов, мне, человеку нерелигиозному, глупо судить о межконфессиональных отношениях.

Так вот, отель Marriott.

Красивое, хоть и типовое (заметьте, типовое для сети Marriott, а не угэшная панельная хрущёба!) здание. Территорию вокруг него обязательно благоустроят (всё-таки 4 звезды). Разобьют парк со всеми необходимыми атрибутами: дорожки, освещение, скамейки, урны… да-да, урны! ландшафтный дизайн… Мамы с колясками будут довольны.

При всём при этом, разумеется, отель, раз уж решили, что отелю быть, должен был бы стоять не там и не так, как это обнародовано. И об этом достаточно давно и подробно говорили и архитекторы на градосоветах и недавно даже, внезапно! Общественная палата области. Архитектор Олег Владимиров написал на эту тему замечательный текст «Нужна ли городу «дорога к Храму»?». С картинками…

Хотя, и в том, что отель со всеми сопутствующими заведениями и сервисами окажется точнёхонько напротив входа в собор есть нечто забавное. Мой извращенный ум услужливо подкидывает известную сентенцию о диалектической связи между грехом и покаянием…

А ещё меня абсолютно не волнует, что случится с теми деревьями, которые могут так или иначе – будучи вырубленными или в процессе пересадки – погибнуть во время стройки. Их немало было вырублено под стройплощадку Спасо-Вознесенского собора. И что-то я не припомню общественных палаток, разбитых в лютый холод на газоне по этому поводу. Как не помню, чтобы в этом месте был когда-то благоустроенный парк. Да, жители близлежащих домов принимали участие в посадке деревьев. Всё это было. Но это был никакой не парк, где можно было бы гулять круглый год без риска увязнуть в снегу зимой и в грязи – во все остальные времена года. Хаотично засаженная растительностью территория со стихийно протоптанными тропами.

Кстати, и растут там никакие не редкие деревья. Возможно, в момент возникновения парка в конце семидесятых (если не ошибаюсь) годов они были редкими, но тогда и джинсы были редкостью, а сейчас в них в ресторан могут не пустить, и докторская колбаса… Короче говоря, саженцы всех этих кленов, веймутовых сосен и красных дубов нынче свободно можно приобрести в питомнике по цене, которая никак не сопоставима со стоимостью пресловутой высокотехнологичной пересадки (мы помним – около 80 тысяч…). Самый дорогой саженец – красного дуба – высотой 2,5-3 метра стоит в районе девяти тысяч рублей. А та самая веймутова сосна, которой всех пугают, – около пяти тысяч.

Мне, безусловно, возразят, что, мол, измерять в денежных знаках легкие города и зелёного друга может только конченый упырь… Только вот, как всё-таки быть с убиенными деревьями под собором и Всехсвятской церковью? Или вы что же думаете, что, с точки зрения ущерба конкретному парку, строительство храма менее вредно, чем строительство отеля?..
И еще один момент: тот самый благоустроенный парк, о котором сейчас тоскуют общественники, буде территория под него отвоёвана у застройщиков отеля, и произведена разбивка сквера, всё как полагается… Ведь и тогда надо будет в жертву красоте и удобству пожертвовать деревьями. Иначе, извините, никак!

И, тем не менее, это очень духоподъёмно и круто, что возмущённые граждане, не убоявшись возможных репрессивных действий со стороны полиции (закон о массовых мероприятиях очень здесь подходит) вышли на защиту того, что им важно и дорого. И вопрос разумности их протеста для меня – дело десятое. Вот возмутились – и вышли, и гори всё конём! Как человек, на такие действия неспособный, я очень уважаю это в других…

В остальном эта история страшно воняет.

Воняет политическими спекуляциями, в первую очередь – коммунистов и единороссов, ханжеством и лицемерием митрополии и много ещё кого. И, конечно, коррупцией, куда же без неё…

Проектировщика отеля Кангро можно даже и не упоминать. Он, мне кажется, давно уже наплевал на мнение своих коллег-архитекторов и продолжит плевать в будущем.

Защитники парка, надо отдать им должное, потрудились на славу и подтянули к осуждению действий застройщика и ульяновских властей всех подряд: экологов, политологов, протоиерея Чаплина и совсем уж экзотического персонажа – православного эксперта Кирилла Фролова, который, надо полагать, с огромным трудом удержался, чтобы не обвинить губернатора Морозова и мэра Беспалову в связи с Навальным в деле противодействия московской программе «200 храмов». Не хватало только присутствия совсем уж отмороженного Дмитрия Энтео, чтобы придать общественному возмущению форму балагана.

Впрочем, не хватало еще и мнения митрополита Прокла, который смог сформулировать свою пастырскую мысль настолько поздно, что закрадывается сомнение, его ли это мысль вообще. Потому что немного раньше отец Павел, настоятель строящегося собора, высказался в том смысле, что мы, мол, не против, пусть будет Marriott. Да и к тому же владыка Прокл подал в виде свершившегося факта наличие паствы, оскорблённой тем, что, оказывается, отель Marriott – убежище мормонов – сектантов, еретиков и многожёнцев. Вот интересно, сколько человек, готовых лечь под бульдозеры, вышло протестовать из этих соображений?..

Интересна позиция ульяновской власти. Как я понимаю, мэр города Беспалова так ни разу с людьми не встречалась. И это весьма интересно. Ведь встречаться с горожанами – святая обязанность главы города. Потому что мэр – не политик, как хочет, наверное, думать Марина Павловна, а всего лишь глава органа местного самоуправления. Главный горожанин.

Другое дело – губернатор. Его никто не выбирал, он отчитывается перед президентом, говорить с народом ему, вроде как, и не по чину.

Тем не менее, губернатор Морозов активно включился в процесс, создал некую общественную комиссию, которую, как выяснилось, наделил чрезвычайными полномочиями решить, правильно ли оформлены мэрией необходимые разрешения на строительство отеля. Хотя сам уже, похоже, всё для себя давно решил. И то, что протестующие в лучшем случае – кучка фриков, с которыми не о чем разговаривать, а в худшем – шайка проплаченных наймитов «сами знаете, кого, но мы не будем сейчас говорить», и то, что отель будет построен там, где предполагается…

«…Потому, что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила…»

…Потому что деньги на выборы уже заняты, и не только заняты, но даже и потрачены.

Так что отель будет построен там, где решил застройщик… У губернатора просто нет выбора.

Почему я так думаю? А потому, что однажды такое уже происходило в Ульяновской области в 2004 году. А люди, как говорит доктор Хаус, не меняются.

Правда, есть ещё Следственный комитет и суд. Если кто-то из заинтересованных людей потрудится составить заявление…